В настоящее время федеральными законами регулируются следующие виды экспертной деятельности, в рамках которых устанавливаются различные виды стоимости транспортных средств: оценочная деятельность, судебная экспертиза и независимая техническая экспертиза транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - независимая техническая экспертиза).

Результаты анализа существующего федерального законодательства (Приложение 2), проведенного с целью правовой идентификации указанных видов экспертной деятельности, полностью подтверждают наличие четких правовых границ между оценочной деятельностью, судебной экспертизой и независимой технической экспертизой. Однако в связи с непродолжительным периодом становления и развития этих видов экспертной деятельности в отношении транспортных средств в этой сфере существует комплекс нерешенных научных и практических проблем.

Наиболее актуальной научной проблемой является формирование методологии этих видов экспертной деятельности в отношении транспортных средств, являющейся базовой основой для развития научного знания и накопления научного потенциала, а также создания процедур проверки, подтверждения и опровержения научных результатов. Методология включает в себя понятийный аппарат, аксиоматику, теорию методов, систему методов (методик), научное описание принципов, структуры, форм и способов организации, а также алгоритмов реализации экспертной деятельности в отношении транспортных средств.

Отсутствие методологических основ существенно сдерживает разработку методического обеспечения, наличие которого является необходимым условием для получения в практике экспертной деятельности в отношении транспортных средств необходимой точности, достоверности, воспроизводимости, доказательности и объективности результатов экспертизы. Кроме того, при отсутствии методического обеспечения невозможно стандартизировать и унифицировать методические процедуры, необходимые для разработки программных продуктов по экспертизе транспортных средств.

В связи с этим важнейшей и приоритетной задачей в процессе формирования методологических основ является разработка системы методов (методик), включающей методическое обеспечение каждого вида экспертной деятельности. Такая система должна формироваться 8 соответствии с положениями существующего законодательства, устанавливающими требования к разработке и утверждению методического обеспечения, выполнение которых обеспечивает правовую легитимность методик по каждому виду экспертной деятельности и официальное признание результатов выполненных в соответствии с ними экспертиз. Кроме того, формирование понятийного аппарата и отдельных принципов методического обеспечения конкретного вида экспертной деятельности должно осуществляться с учетом терминов и определений, закрепленных в нормативных правовых актах, регулирующих этот вид экспертной деятельности.

Установленные существующим федеральным законодательством требования к разработке и утверждению методического обеспечения для видов экспертной деятельности, в рамках которых проводится определение различных видов стоимости транспортных средств, приведены в таблице 3.1.

Исходя из целей независимой технической экспертизы следует, что такая экспертиза является лишь первым этапом в процедуре установления размера страховой выплаты, величина которой рассчитывается с учетом результатов этого вида экспертизы, поэтому методическое обеспечение расчета страховой выплаты должно включать в себя Методику проведения независимой технической экспертизы и Методику расчета страховой выплаты при причинении вреда транспортному средству потерпевшего (с учетом результатов независимой технической экспертизы транспортного средства).

Последняя методика должна утверждаться Российским союзом автостраховщиков (возможно, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации) как Правила профессиональной деятельности страховщиков по расчету страховой выплаты при причинении вреда транспортному средству потерпевшего.

Таблица 3.1

Основные требования к формированию методического обеспечения экспертной

деятельности по установлению стоимостных параметров транспортных средств

п/п

Основные

характеристики

Виды экспертной деятельности

Оценочная

деятельность

Государственная судебно-экспертная деятельность

Независимая техническая экспертиза транспортного средства

1

Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок разработки и утверждения методического обеспечения

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки»

Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»

2

Субъекты, на которых возлагается разработка и утверждение методического обеспечения

Разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к транспортным средствам должны осуществляться Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации

Разработка научнометодического обеспечения для производства судебных экспертиз возлагается соответствующими федеральными органами ис-попнительной впасти на судебно-экспертные учреждения

Разработка методического обеспечения для проведения независимой технической экспертизы транспортных средств возложена на Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних деп Российской Федерации

В связи с тем, что процедуры оценочной деятельности, судебной экспертизы и независимой технической экспертизы одного транспортного средства для разрешения различных правовых ситуаций могут выполняться последовательно или их результаты могут являться конкурирующими, формирование методического обеспечения для всех видов экспертной деятельности по установлению стоимостных параметров транспортных средств должно осуществляться на единой методологической основе. Это методологическое положение является необходимым условием для обеспечения сопоставимости и гармонизации результатов различных видов экспертной деятельности в отношении одного и того же транспортного средства как объекта экспертизы. В этом случае единая методологическая основа рассматривается как система методов, на основе которых формируется методическое обеспечение оценочной деятельности и судебной экспертизы транспортных средств, а также независимой технической экспертизы транспортного средства.

В таблице 3.2 приведена указанная система методов, даны рекомендации по использованию каждого метода при формировании методического обеспечения по конкретным видам экспертной деятельности. Стрелками показаны результаты независимой технической экспертизы транспортного средства, которые являются исходной информацией при применении Методики расчета страховой выплаты при причинении вреда транспортному средству потерпевшего.

Анализ результатов, представленных в таблице 3.2, показывает, что, несмотря на наличие четких правовых границ между оценочной деятельностью, судебной экспертизой и независимой технической экспертизой транспортного средства, методология (как система методов) для названных видов экспертной деятельности является практически единой, поэтому на современном этапе развития указанных видов экспертной деятельности основной научной задачей является формирование системы стандартизированных методов установления различных видов стоимости транспортных средств.

Таблица 3.2

Структурное описание системы методов экспертной деятельности по установлению

стоимости транспортных средств

№ п/п

Методология (система методов)

Методика оценки стоимости транспортных средств

Методика установления стоимости транспортных средств для целей судебно-экспертной деятельности

Методическое обеспечение для расчета страховой выплаты при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Методика независимой технической экспертизы транспортных средств

->

Методика расчета страховой выплаты при причинении вреда транспортному средству потерпевшего (с учетом результатов независимой технической экспертизы)

1

Методы установления и проверки идентификационных параметров объекта независимой технической экспертизы

+

+

+

->

+

2

Методы установления наличия и характера технических повреждений транспортных средств

+

+

+

—►

+

3

Методы установления причин возникновения технических повреждений транспортных средств

-

-

+

 

+

4

Методы установления методов и технологии ремонта транспортных средств

+

+

-

 

+

5

Методы установления объема (трудоемкости) ремонта транспортных средств

+

+

+

—>

+

6

Метод расчета стоимости ремонта транспортных средств

6.1

Методы расчета стоимости нормо-часа работ по ремонту

+

+

+

->

+

6.2

Методы расчета стоимости материалов для ремонта

+

+

+

 

+

6.3

Методы расчета стоимости запасных частей

+

+

+

->

+

7

Метод расчета стоимости ущерба от повреждения транспортных средств

7.1

Метод расчета износа запасных частей транспортного средства

+

+

-

 

+

7.2

Метод расчета дополнительного неустранимого ущерба от проведения отдельных видов работ по ремонту транспортных средств

+

+

-

 

+

7.3

Метод расчета стоимости остатков транспортного средства

+

+

-

 

+

8

Метод расчета износа транспортного средства

+

+

+

+

9

Метод расчета стоимости новых транспортных средств

+

+

+

—►

+

10

Метод расчета стоимости подержанных транспортных средств

+

+

+

->

+

11

Метод расчета утилизационной стоимости транспортных средств

+

+

-

 

-