Основным результатом независимой технической экспертизы является расчет стоимости ремонта транспортного средства. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств [12] при причинении вреда транспортному средству потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

а)    реальный ущерб;

б)    иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т. д.).

Проблема расчета объективной величины материального ущерба от повреждения транспортных средств может быть решена только при одновременном выполнении требований существующего законодательства и разработке методического обеспечения, учитывающего соответствующие правовые нормы и объективные закономерности изменения технического состояния транспортного средства в эксплуатации.

Правовые основания для решения указанной проблемы обусловлены гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, которые имеют четыре вида:

1)    утрата или повреждение имущества лица, чье право нарушено (реальный ущерб);

2)    расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права;

3)    расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права;

4)    неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Установление величины ущерба от повреждения транспортных средств основывается на правовом определении первого и второго вида убытков, так как нарушение права происходит вследствие повреждения транспортного средства (реальный ущерб), и при проведении экспертизы (оценки) необходимо рассчитать расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Такие расходы и определяют величину ущерба в стоимостном выражении.

Поскольку в общем случае рассматривается нарушение права собственности в отношении транспортного средства, то для установления правовых ограничений, а также для уточнения методических принципов и положений расчета ущерба необходимо учесть структуру права собственности, которая включает право владения, право распоряжения и право пользования транспортным средством.

Право собственности означает реализацию названных прав в комплексе, однако права владения, распоряжения и пользования в отношении транспортного средства также могут быть реапизованы отдельно. Характеристика структурных правовых составляющих права собственности, реализуемых отдельно, и описание нарушений этих видов прав при повреждении транспортных средств приведены в таблице 5.1.

Информация, представленная в таблице 5.1, показывает, что право владения и распоряжения нарушается при любом повреждении транспортного средства, а право пользования нарушается только при наличии определенных видов повреждений, поэтому при формировании методического обеспечения для установления величины ущерба от повреждения транспортного средства необходимо учитывать как ограничение вид нарушаемого права, для которого справедливо это методическое обеспечение.

Таблица 5.1

Структура права собственности

N9

п/п

Структурный элемент права собственности

Характеристика структурного элемента права собственности

Нарушение права при повреждении транспортного средства

1

Право

владения

Основное правомочие, обеспечивающее право лица по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие физическую и юридическую судьбу транспортного средства с учетом требований существующего законодательства

Нарушение права заключается в том, что у объекта права - транспортного средства конкретной марки (модели, модификации), - находящегося до аварии в определенном техническом состоянии и имеющего соответствующую этой марке (модели, модификации) и этому техническому состоянию стоимость, в результате повреждения ухудшилось техническое состояние и снизилась его стоимость

2

Право

распоряжения

Право лица по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу транспортного средства с учетом требований существующего законодательства

Нарушение права заключается в том, что у объекта права - транспортного средства конкретной марки (модели, модификации), - находящегося до аварии в определенном техническом состоянии и имеющего соответствующую этой марке (модели, модификации) и этому техническому состоянию стоимость, в результате повреждения ухудшилось техническое состояние и снизилась его стоимость

3

Право

пользования

Право лица по своему усмотрению и в своих интересах испопьзовать транспортное средство только по его функциональному назначению с учетом требований существующего законодательства (доверие, прокат, аренда)

Право пользования нарушается только при следующих повреждениях:

•    повреждения, приведшие к отказу транспортного средства

•    повреждения, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается в соответствии с существующим законодательством

Рассмотрим наиболее часто встречающийся случай нарушения права собственности в отношении транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия. До дорожно-транспортного происшествия собственник обладал правом владения, распоряжения и пользования транспортным средством конкретной марки (модели, модификации), находящимся в определенном техническом состоянии и имеющим соответствующую этой марке (модели, модификации) и этому техническому состоянию стоимость.

После дорожно-транспортного происшествия собственник обладает правом владения, распоряжения и пользования поврежденным транспортным средством конкретной марки (модели, модификации), техническое состояние которого ухудшилось и, соответственно, снизилась стоимость этого транспортного средства по сравнению с его доаварийным состоянием.

В результате дорожно-транспортного происшествия из-за полученных повреждений техническое состояние транспортного средства ухудшается и, соответственно, снижается его стоимость. Таким образом, происходит нарушение права собственности в отношении транспортного средства, так как у собственника сокращаются возможности владения, распоряжения и пользования транспортным средством по такой важнейшей характеристике, как стоимость.

Основные методические проблемы при расчете реального (материального) ущерба от повреждения транспортного средства (табл. 3.2) возникают при установлении методов оценки дополнительного неустранимого ущерба от проведения отдельных видов работ по ремонту транспортных средств, а также при установлении метода расчета стоимости остатков транспортного средства.

В практике оценочной, а также других видов экспертной деятельности в отношении транспортных средств при установлении стоимостной величины ущерба от повреждения транспортного средства дополнительно к величине ущерба при определенных условиях рассчитывается стоимостная составляющая, именуемая «утратой товарной стоимости» Также встречаются другие наименования этой составляющей: утеря товарной стоимости, потеря товарной стоимости, потеря товарного вида и т. д. Наиболее часто встречающееся название этой составляющей толкуется следующим образом: ремонт, проводимый для устранения ущерба приводит к ухудшению внешнего вида транспортного средства, вследствие чего в случае продажи может снижаться его так называемая товарная стоимость. Следует также отметить, что термин «утрата товарной стоимости» сформировался на автомобильном транспорте как жаргонное профессиональное выражение в условиях ранее существовавшей административной системы управления.

Современная практика применения рассматриваемой стоимостной составляющей характеризуется следующими негативными признаками:

•    терминологическая (понятийная) неопределенность (используется несколько производных терминов с разным смысловым значением);

•    отсутствует единообразное смысловое определение термина, раскрывающее его содержательный смысл, что приводит к неоднозначному толкованию и, соответственно к принятию решений по понятиям лиц, принимающих эти решения;

•    толкование термина в основном содержит условия, вероятность выполнения которых в реальной эксплуатации транспортных средств низкая;

•    отсутствует единая методика расчета этой стоимостной составляющей.

Рассматриваемая стоимостная составляющая увеличивает подлежащий возмещению ущерб при повреждении транспортных средств, что обуславливает возникновение постоянных дискуссии о необходимости ее учета при расчете ущерба и возникновению конфликтных ситуации между страховщиками, страхователями, ответчиками и потерпевшими. Проблема имеет большое социальное значение, так как затрагивает имущественные интересы миллионов автовладельцев, а ее решением занимаются страховщики, эксперты-техники, оценщики юристы, суды и судебные приставы-исполнители.

Объективно проблема обусловлена тем, что применение термина «утрата товарной стоимости» юридически неправомочно по следующим основаниям:

•    словосочетание «товарная стоимость» неприменимо в современной экономической системе Российской Федерации, так как в условиях рыночной экономики стоимость - это важнейшая экономическая категория (мера), характеризующая полезность различных товаров для участников рыночных отношений, поэтому стоимость является характеристикой товара, а не наоборот;

•    словосочетание «товарная стоимость» отсутствует в российском гражданском законодательстве;

•    законодательством Российской Федерации, а также законодательствами других стран с рыночной экономикой установлен термин «рыночная стоимость».

Различные органы власти и управления не решают эту проблему, а ограничиваются лишь многочисленными комментариями. В судебной системе также принимаются противоречивые решения по искам о возмещении ущерба от повреждения транспортных средств из-за произвольной трактовки термина «утрата товарной стоимости».

Восстановление нарушенного права владения и распоряжения может быть осуществлено путем проведения ремонта транспортного средства для восстановления его доаварийного технического состояния (и, соответственно, доаварийной стоимости). При этом целью оценочной (экспертной) деятельности является установление величины расходов, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права В процессе оценки (экспертизы) устанавливается комплекс работ по ремонту, которые должны обеспечить восстановление доаварийного технического состояния транспортного средства, и проводится установление стоимости этих работ, которая будет соответствовать величине нанесенного материального ущерба.

Однако проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждении транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и, соответственно, его стоимость) объективно невозможно. Вследствие проведения этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба, которые могут быть определены как ущерб дополнительный неустранимый (УДН). Эта производная составляющая ущерба учитывает только необратимое объективное и безусловное ухудшение конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства вследствие ремонта и не учитывает субъективные факторы (качество работ, квалификация персонала, отсутствие необходимого технологического оборудования, возможность продажи транспортного средства после ремонта и т. д.).

Использование УДН при расчете ущерба от повреждения транспортного средства правомочно, так как эта вепичина является реальным ущербом, возмещение которого предусмотрено гражданским законодательством.

При формировании методического обеспечения для расчета УДН учитываются следующие основные принципы и положения.

Основными видами ремонта, которые приводят к негативным неустранимым поспедствиям являются:

•    устранение перекосов кузова транспортного средства;

•    ремонт листовых металлических элементов кузова и оперения;

•    замена несъемных металлических элементов при помощи сваоки.

•    для легкового автомобиля - крыша, капот, крышка багажника (дверь задка), панели боковых дверей, крылья, панель облицовки радиатора;

•    для грузового автомобиля — крыша кабины, двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа;

•    для автобуса - кузов (панели и кожухи пола, панели передка, боковин, задка и крыши), передняя и задняя двери, дверь кабины водителя, капот, передние и задние крылья, подножки.

Проведение жестяницких работ сопровождается следующими объективными необратимыми негативными последствиями:

•    вследствие невозможности восстановления первоначальной формы металлического листового элемента, форма внешних кузовных деталей после правки воссоздается с помощью наполнителей-шпатлевок, обладающих совершенно другими свойствами, нежели металл;

•    снижение коррозионной стойкости детали;

•    изменение структуры и прочностных свойств металла при использовании нагрева элемента при ремонте, происходит вытяжка металла.

Указанные негативные последствия приводят к снижению ресурса и увеличению затрат на ремонт транспортного средства в эксплуатации.

Замена несъемных (приваренных) элементов производится при помощи сварки с обязательной герметизацией сварных соединений специальным токопроводящим герметиком. Однако проведение сварочных работ в отношении несъемных (приваренных) элементов транспортного средства имеет следующие негативные последствия:

•    снижение коррозионной стойкости детали, особенно в месте шва;

•    изменение структуры и прочностных свойств металла в местах, прилегающих к сварочному шву.

Указанные негативные поспедствия приводят к снижению ресурса транспортного средства и увеличению затрат на ремонт транспортного средства в эксплуатации.

Таким образом, основным видом негативных последствий от проведения работ по устранению перекосов, жестяницких работ и работ по замене несъемных эпементов при помощи сварки, определяющих УДИ, является снижение ресурса транспортного средства. Формирование методики для расчета стоимостной величины УДН с учетом этого фактора проиллюстрировано на рисунке 6.1.

Критерии, по которым при осмотре каждый отдельный конструктивный элемент остатков транспортного средства может быть отнесен к конкретной категории, приведены в таблице 6.2.

Перечень основных агрегатов транспортных средств, их базовых и основных деталей приведен в таблице 4.7.

Для поврежденных элементов, в отношении которых в результате осмотра остатков и использования классификации (табл. 6.2) невозможно принять решение о пригодности или непригодности для дальнейшего использования при ремонте транспортных средств, устанавливается целесообразность их восстановления на основе экспертного заключения специалиста, проводящего осмотр, или аналитических методов, использующих экономические критерии.

При применении экспертного подхода рекомендуется считать целесообразным восстановление поврежденных элементов с целью их дальнейшего использования в процессе ремонта транспортных средств в следующих случаях:

•    незначительная степень повреждения элемента;

•    наличие в широкой практике работы автосервисов недорогостоящих методов и технологий ремонта для этого вида повреждения;

•    низкая трудоемкость ремонта;

•    возможность проведения ремонта без использования дорогостоящих материалов.