Винер-Нойштадт, Австрия, 1899-1936

Эта фирма была основана в 1899 году как австрийский филиал немецкого “Даймлера” для производства грузовиков. Первым техническим директором стал Пауль Даймлер (Paul Daimler), сын известного Готлиба Даймлера. По его инициативе “Ауст-ро-Даймлер” начал выпуск легковых машин модели “PD" с двухцилиндровым мотором рабочим объемом 1411 см3.

В 1905 году Пауля Даймлера заменил 30-летний Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), чье имя носит сегодня всемирно известная фирма. Почти век назад Порше начинал конструктором на небольшой австрийской фирме “Лохнер” (Lohner), где создал необычные автомобили с гибридной силовой установкой: бензиновый двигатель вращал генератор, который вырабатывал ток для питания электромоторов, встроенных в ступицы колес. Перейдя на “Аустро-Дайм-лер”, Порше пытался и там выпускать аналогичную машину под маркой “Миксер' (Mixer).

В 1906 году австрийские “Даймлер” получил финансовую независимость от немецкого “Даймлера” и под руководством Ф. Порше построй; немало замечательных автомобилей. Первый крупный ус пех пришел в 1910 году с моделью “Принц Генрих” (Prire Heinrich), оснащенной верхне клапанным двигателем в 571! см3, за которой последовал! модель “35/60" с 60-сильнык 7-литровым мотором. Неза долго до начала войны поя вился самый маленький “Ауст ро-Даймлер” с 4-цилиндро вым двигателем в 2212 см3.

В 1923 году Карл Рабе (Kai Rabe) заменил Порше на ег( посту. Все последующие годь он посвятил усовершенство ванию автомобилей cepni “ADM”, разработанной Пор ше. На них стояли 6-цилинд ровые моторы с верхним рас пределительным валом рабо чим объемом 2540; 2650 i 2994 см3. Последняя “ADM-3 была мощной 100-сильно1 спортивной машиной, доми нировавшей во многих сорев нованиях. Ее заменила мо дель “ADR” (R - первая букв; фамилии Рабе) с рамой в ви де центральной трубы и зад ' ней независимой подвеской.

В 1929 году была выпущена амая скоростная и престиж-модель “ADR-6 Бергмай-тер” (Bergmeister) с 6-цилин-овым двигателем в 3614 см3ощностью 120 л.с., развивавшая скорость 145 км/ч. Через год появилась машина высшего класса “ADR-8 Альпин” (Alpine) с мотором в 4624 см3. Успели сделать всего 50 экземпляров “Апьпин”.

I После экономического кризиса положение “Аустро-Даймлер” стало ухудшаться. У него не оказалось массовой и дешевой модели, в которой нуждался обедневший рынок. В 1934 году “Аустро-Даймлер" пытался слиться с двумя другими австрийскими автомобильными    фирмами "Штайр” (Steyr) и “Пух” (Puch). В 1936 году “Аустро-Даймлер” прекратил свою деятельность.

Принц Генрих

Начиная с 1910 года “Аустро-Даймлер” постоянно принимал участие а дальних пробегах на приз прусского принца Генриха. Технические требования к участникам повлекли за собой создание достаточно совершенных машин с низкими аэродинамическими кузовами. Для нового автомобиля Ф. Порше выбрал авиационный 4цилиндровый двигатель со стальными цилиндрами и поршнями. Верхние клапаны стояли под углом 45° друг к другу. Кузов, изготовленный фирмой “Нойманн-Ниндер” (Neumann-Neander), имел плавные обводы и скругленный радиатор.

Эти машины заняли сразу три призовых места в пробеге 1910 года. За рулем авто-мобиля-победителя сидел сам Фердинанд Порше. Во время соревнований они победили в 9 из 12 промежуточных этапов.

Аустро-Даймлер Принц Генрих

Было изготовлено только 200 автомобилей “Принц Генрих”. Большинство из них отправилось в Англию и Америку. В 1911 году их устаревшая цепная передача была заменена карданной. Развитием этой модели стал автомобиль “30/60 HP” с двигателем в 6967 см3 и более комфортабельным кузовом, развивавший скорость 100 км/ч.

Аустро-Даймлер Саша

Вопреки мнению руководства “Аустро-Даймле-ра”, Фердинанд Порше в 1919 году взялся за постройку гоночного автомобиля, присвоив ему имя “Саша” (Sascha), в честь легендарной личности тех лет. Это был австро-венгерский граф Саша    Коловрат (Sascha Kolovrat), известный кинопромышленник, который приехал в Австрию из Богемии и увлекся автомобилями. Он сам неоднократно участвовал в соревнованиях в    качестве гонщика. В сложнейшей Альпийской гонке 1913 года (дистанция протяженностью 2415 км) он взял с собой напарника - маленького поросенка, что стало одним из курьезов автомобильной истории. Коловрат сам финансировал постройку автомобиля собственного имени.

Легкий гоночный автомобиль “Саша” с тормозами на всех колесах полностью использовал возможности небольшого мотора для достижения максимальной скорости, поэтому его называли “австрийским Бугатти". Двигатель был сделан из алюминия, но со стальными гильзами цилиндров, имел поршни из легкого сплава, двойное зажигание и систему смазки с так называемым “сухим” картером.

В 1922 году 4 автомобиля “Саша” приняли участие в гонке “Тарга Флорио". Одним из них управлял Альфред Нойбауэр (Alfred Neubauer) - будущий шеф гоночной команды “Мерседеса”. “Саша” занял второе место в классе машин с мотором до 1100 см3, а два других автомобиля победили в категории спортивных машин. Всего в 52 гонках, в которых участвовали автомобили “Саша” в том удачном 1922 году, они завоевали 43 победы, неоднократно становились призерами самых известных соревнований.

Аустро-Даймлер Саша

Вариант “Саши” с 1,5-литровым мотором не имел столь бурного успеха. Поражение в гонке в Монце (Monza) привело к отказу от дальнейшей доработки автомобиля и в конце концов к уходу Порше из фирмы. Тем не менее, новая версия “Саши” с 2-литровым двигателем участвовала в нескольких престижных гонках на английском треке в Брукленде в 1926 году.

Аустро-Даймлер ADM/ADR

В 1920 году Фердинанд Порше разработал автомобиль высшего класса “AD-617” с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,4 л, изготовленным из легких сплавов. Полученный опыт позволил в 1923 году выпустить легковую модель “10/50 HP” или “ADM-1”, способную развивать максимальную скорость 100 км/ч. Ее двигатель имел один карбюратор и один верхний распределительный вал. Модель “ADM-2" с двумя карбюраторами производилась в 1925-1927 годах, а “ADM-3” с 3-литровым двигателем появился на смену в 1926-м. Их спортивные исполнения имели укороченное шасси и впервые (среди фирменных автомобилей) превысили скорость 160 км/ч.

В 1927 году конструктор Карл Рабе подготовил новую длиннобазную модель “ADR”. Она отличалась центральной рамой-трубой с консольными поперечинами и задней независимой подвеской в комбинации из трех рессор с качающимися ведущими полуосями (при передней зависимой подвеске). Все рессоры имели прогрессивную жесткость и обеспечивали высокий комфорт при полной нагрузке и на большой скорости. Двигатель мощностью 70 л.с. опирался на переднюю вильчатую оконечность рамы. У короткобазных спортивных версий “12/100" мощность двигателя была доведена до 100 л.с.

Эту серию замыкали две более мощные модели -“ADR-6 Бергмайстер” с 6цилиндровым мотором и “ADR-8 Альпин" с 8-цилиндровым двигателем. На них по желанию заказчика можно было установить различные открытые или закрытые кузова лучших кузовщиков Европы. “Бергмайстер” выпускался до 1934 года и стал одним из последних автомобилей марки “Аустро-Даймлер”.