Идеальным было бы, с точки зрения безопасности дорожного движения, создать на дорогах такие условия, при которых водитель постоянно получал бы оптимальное количество информации. Но это невозможно, так как количество информации зависит от дорожных условий, скорости движения, плотности транспортного потока и ряда других факторов. Кроме того, способность водителей к переработке информации определяется уровнем их профессиональной подготовленности, состоянием здоровья, работоспособностью, временем суток и психологическими особенностями. Тем не менее при проектировании дорог и организации дорожного движения вполне возможно ограничение информационной перегрузки водителей, а также создание условий, снижающих их информационный голод. Поэтому необходимо при разработке этих мероприятий учитывать психофизиологические особенности и возможности водителей.

Снижение функциональных возможностей водителей в результате утомления, а также управление автомобилем в сложных до-

Рис. 1.1. Прибор для оценки способности водителя перерабатывать зрительную информацию:

1 - пульт экспериментатора; 2 - индикатор правильных ответов; 3 - переключатель скорости подачи световых сигналов; 4 - кнопки «пуска» и «сброса» программ; 5 - выносные пульты рожных условиях приводят к уменьшению скорости переработки информации. Это подтверждается выполненными в Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ) исследованиями, которые проводились на автомобильных дорогах европейской части России с использованием ходовой лаборатории. Регистрация параметров, позволяющих оценивать способность водителей перерабатывать зрительную информацию, производилась с помощью специально разработанного для этой цели прибора (рис. 1.1).