психофизиологический отбор - выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Своевременное отстранение их от обучения или водительской деятельности позволяет повысить надежность водителей;

социальный отбор - позволяет своевременно выявить и отстранить от обучения лиц, морально-нравственный облик которых не соответствует требованиям той или иной профессии; не допустить к работе водителем безответственных, недисциплинированных, легкомысленных, эгоистичных, ведущих аморальный образ жизни людей, которые не способны соблюдать не только ПДД, но даже общепринятые нормы общественной жизни.

Образовательный и медицинский отборы для водителей в Российской Федерации проводятся достаточно квалифицированно, хотя если сравнить европейского водителя с российским, то последний не проверяется по таким важным для обеспечения безопасности дорожного движения медицинским показателям, как поле зрения и темновая адаптация. Психофизиологический и социальный отборы проводятся только для небольшой группы водителей, работающих в системах Министерства обороны, МВД, ФСБ и на некоторых автотранспортных предприятиях, осуществляющих наем водителей на контрактной основе.

Необходимость психофизиологического отбора водителей наиболее распространенной категории «В» (в основном это водители индивидуальных транспортных средств) определяется тем, что диапазон психологических возможностей людей довольно широкий. Например, скорость двигательных реакций на зрительный раздражитель разных людей отличается почти в 4 раза, объем периферического зрения (возможность зафиксировать перемещающуюся точку «краем глаза», т. е. на максимальном удалении от центра оси зрения) - в 1,2 -1,3 раза (разброс показателей в пределах 120-130°), количество перерабатываемой информации в единицу времени - в 2-3 раза (от 5 - 6 до 14-18 бит/с) и т.д.