Опыт введения психофизиологического отбора специалистов операторского профиля показал его высокую производительную и экономическую целесообразность. По обобщенным данным В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского и др., такой отбор позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30-50 %, увеличить надежность систем управления на 10 - 25 %, сократить аварийность на 40 - 70 %, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30 -40 %.

Психофизиологический профессиональный отбор возник в Европе на рубеже XIX и XX вв. и большое распространение получил во время и после Первой мировой войны. Особенно эффективно использовался психофизиологический отбор в авиации. Так, в США такой отбор позволил снизить отаев по летной неуспеваемости с 75 до 36 %, что позволило сэкономить около 1 млн долл. на каждые 100 успешно закончивших.обучение летчиков.

В настоящее время психофизиологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах с высоким уровнем автомобилизации. Эффективность его подтверждается следующими данными. В Австрии отстранение от работы водителей, показавших отрицательные результаты при психологическом обследовании, привело к сокращению ДТП на 3 тыс. в год и уменьшению материального ущерба на 200 млн шиллингов. В Парижской транспортной кампании за 10 лет после введения психологического отбора водителей при увеличении парка автомобилей на 30 % число пострадавших в ДТП, происшедших по вине водителей, сократилось на 30 %. По данным Нижегородского НИИ гигиены и проф-патологии Госсанэпиднадзора РФ, внедрение психофизиологического отбора позволяет снизить затраты на обучение в 2-3 раза, уменьшить текучесть кадров на 10-16%, снизить число аварий на 45 %.