В настоящее время широкое применение находят методы психофизиологического отбора, проводимые с помощью персональных ЭВМ, что позволяет, во-первых, не создавать разнообразные сложные приборы, а во-вторых, широко тиражировать методики отбора по всей стране. К тому же снимется вопрос о юстировке приборов, так как встроенные в ЭВМ таймеры имеют погрешность разброса данных, допустимую для проведения исследований. На кафедре «Организация и безопасность движения» МАДИ разработана программа проведения психофизиологического обследования водителей с помощью ЭВМ. Эта программа включает шесть методик:

исследование простой сенсомоторной реакции; исследование сложной сенсомоторной реакции с выбором; исследование сложной сенсомоторной реакции в навязанном темпе подачи сигналов;

исследование отдельных качеств внимания с помощью красно-черной таблицы Шульте - Платонова;

исследование реакции на движущийся объект; исследование некоторых качеств мышления с помощью методики «Установление закономерностей».

В результате экспериментальной проверки водителей установлена семнадцатибалльная шкала оценок по каждой методике. После обследования даются заключения о профессиональной пригодности водителей транспортных средств и рекомендации о профпод-боре по отдельным видам автомобильных перевозок.

Надежность водителя в сложных дорожных ситуациях в значительной степени обусловлена его резервными психофизиологическими возможностями. Управляя,автомобилем, водитель одновременно наблюдает большое количество объектов и выполняет несколько действий. Опытный водитель в любой ситуации выделяет главные факторы, уделяя им основное внимание, а большее число действий выполняет автоматически. При этом он быстро реагирует на неожиданное появление нового объекта, правильно оценивает изменение дорожной обстановки и точными приемами управления предотвращает возникшую опасность. Это возможно, главным образом, потому, что при движении в обычных условиях психофизиологические возможности у опытного водителя исчерпаны не до конца и всегда имеется некоторый резерв, используемый в трудную минуту. Неопытный водитель,, напротив, управляет автомобилем почти на пределе своих возможностей и при осложнении дорожной обстановки (особенно внезапном) теряется и ошибается, что нередко приводит к ДТП.