Безопасное управление автомобилем и своевременные реакции на отвлекающую информацию зависят не только от уровня профессионального мастерства, но и от резервных возможностей его нервной системы. Эти резервные возможности могут быть исследованы методом включения дополнительной, резервной информации, на которую водитель должен реагировать соответствующими действиями и одновременно безопасно управлять автомобилем.

В МАДИ разработана методика и сконструирован прибор, который может быть установлен как на автомобильном тренажере, так и на автомобиле. Результаты проведенных модельных экспериментов показали заметные различия в резервных возможностях опытных и неопытных водителей. Это свидетельствует о возможности использования установки как одного из методов отбора водителей к наиболее сложным видам деятельности. В этих же целях может быть использован тахистоскоп с предъявлением испытуемым на ограниченное время различных дорожных ситуаций и объективной оценкой принимаемых ими решений.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое простые и сложные сенсомоторные реакции?

2. Как влияет время реакции на безопасность дорожного движения?

3. От чего зависит время реакции водителя и каковы причины его увеличения?

4. Дайте определение внимания и охарактеризуйте его роль для водителя автомобиля.

5. Что такое произвольное и непроизвольное внимание и как эти качества проявляются в деятельности водителя?

6. Что такое осмотрительность и организация внимания водителя? Каково их значение для безопасности дорожного движения?

7. Дайте определение мышления и охарактеризуйте его роль в деятельности водителя.