8. Что такое оперативная память, готовность памяти и как эти качества проявляются в деятельности водителя?

9. Охарактеризуйте положительные и отрицательные эмоции и их влияние на надежность водителя.

10. Охарактеризуйте черты характера и их влияние на поведение водителя в дорожных условиях.

11. Что такое профессиональный отбор и каково его значение для повышения надежности водителя?

ГЛАВА 4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

4.1. УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ В ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК

Большую часть информации (85 - 95%) водитель получает в результате зрительного восприятия. Если днем перед водителем, как правило, стоит задача выбрать нужную информацию из избыточной, то ночью, ввиду резкого ухудшения видимости, ему приходится ограничиваться только доступным, нередко недостаточным, минимумом информации, необходимой для безопасного управления автомобилем. Кроме того, способность водителя к восприятию, переработке информации и адекватным управляющим действиям ограничивается снижением егогработоспособности и более выраженным нервным напряжением. Поэтому, несмотря на снижение интенсивности движения в темное время суток в 5-10 раз, количество ДТП ночью резко возрастает.

Специалисты ФРГ считают, что движение в темное время суток в 2 раза опаснее, чем днем. По данным американских ученых, 2/3 всех смертельных случаев на дорогах приходится на это время. В Швейцарии вероятность наезда на пешеходов в темное время суток в 3 раза выше, чем днем; вероятность попасть в ДТП - в 1,3 раза выше; вероятность погибнуть - в 2 раза выше. На английских дорогах в сумерках число аварий возрастает на 3 %, ночью - на 33 %, а на рассвете, когда работоспособность водителей особенно снижается, - на 50 % по сравнению с движением в дневные часы. Во Франции более половины ДТП происходит ночью, а число погибших составляет 57 % от общего числа жертв. Наша страна не является исключением. В различных районах России в темное время суток происходит от 27 до 46 % всех ДТП.