В темное время суток резко снижается острота зрения, нарушается глубинное зрение, суживается поле зрения. Все это затрудняет пространственное восприятие водителя. Даже в полнолуние острота зрения падает в 2 раза, а при облачности - в 20 раз. По другим данным, в светлую ночь острота зрения снижается с 1,0 до 0,3 -0,7, а в темную ночь - до 0,05 -О'^З. В последнем случае при отсутствии освещения дороги или прй выключенных фарах водитель почти ничего не может увидеть на дороге и околодорож-ном пространстве. Особенно снижается острота ночного зрения у пожилых водителей. Если среднюю остроту зрения в двадцатилетием возрасте принять за 100 %, то в 40 лет она составляет 90 %, в 60 лет - 74 %, а в 80 лет - 47 %. По другим данным, шестидесятилетние видят в темноте в 8 раз хуже, чем двадцатилетние. Поэтому водителей пожилого возраста нецелесообразно использовать для работы в ночную смену.

Нарушение глубинного зрения приводит к тому, что водитель неправильно определяет расстояние до появившегося на дороге пешехода и других автомобилей, ошибается в оценке ширины дороги. Так, установлено, что днем ошибка в определении расстояния до встречного автомобиля составляет на 100 м 5 -10 %, а при удалении до 1 км - 25 %. Ночью такая ошибка возрастает в 2 - 3 раза.

На зрительное восприятие оказывает влияние цвет дорожных знаков, сооружений или препятствий на дороге. В темное время суток нарушается цветоощущение, так как способностью различать цвета обладают светочувствительные клетки дневного зрения - колбочки, которые в темное время суток не функционируют. Светочувствительные же клетки ночного зрения (палочки) цветным зрением не обладают, поэтому все объекты ночью воспринимаются только в черно-белом цвете и различаются лишь по яркости. Предметы, окрашенные в красный цвет, ночью кажутся черными.