При ослеплении водителей вначале происходит световая адаптация (доли секунд), а после разъезда со встречным автомобилем - темновая адаптация. При сильном ослеплении водитель первые секунды вообще ничего не видит. Время темновой адаптации, при котором восстанавливается способность к зрительному восприятию, колеблется от 3 до 40 с. Это зависит от силы источника, времени воздействия света, угла и внезапности засвета. Внезапное ослепление может быть на повороте, при переломе профиля дороги, через зеркало заднего вида от фар идущего сзади автомобиля.

Причинами ослепления чаще всего является нарушение водителями правил пользования светом фар, их неисправность и неправильная установка. Так, при проверке одного автотранспортного предприятия было установлено, что у 80 % автомобилей фары были неправильно отрегулированы, имели дефекты или загрязнение отражающей поверхности. В Финляндии было проверено 1199 легковых, 488 грузовых автомобилей и 132 мотоцикла. Названные дефекты были отмечены у 88 % грузовых, 75 % легковых автомобилей и 80 % мотоциклов.

Правилами дорожного движения предусмотрено, что для предупреждения ослепления водители должны переключать дальний свет на ближний не менее, чем за 150 м до встречного транспортного средства, а также во всех случаях, когда возможно ослепление других водителей, в том числе и движущихся в попутном направлении. При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться. Однако эти простые правила не всегда выполняются. Часто ослепленные водители, практически не снижая скорости, продолжают двигаться «на авось», а иногда начинают маневрировать, прижимаясь к обочине дороги. Но из-за того, что они не видят быстро появляющихся изменений на дороге, такие маневры нередко приводят к съездам в кювет, наездам на пешеходов или стоящие транспортные средства.