Предела скорости, которую может перенести человек, практически нет. Отрицательное влияние оказывает на него не скорость, а ускорение, т.е. изменение скорости по величине или направлению. При этом возникают перегрузки, действующие в обратном, нежели ускорение, направлении. Если мы возьмем стакан с водой и быстро перенесем его, то вода выплеснется из стакана, так как более слабое сцепление молекул воды не позволяет всей ее массе переместиться так же быстро, как стакану. Примерно то же самое происходит с телом человека при воздействии на него ускорений.

При быстром перемещении человека снизу вверх, например летчика при выводе самолета из пикирования, жидкости тела и подвижные органы смещаются вниз, кровь отливает от головного мозга, и если перегрузки значительные, то может наступить потеря сознания.

Степень воздействия ускорения на человека зависит от скорости, направления и времени воздействия. Хуже всего переносятся перегрузки в направлении ноги-голова, так как это может вызвать кровоизлияние в мозг. Несколько лучше переносятся перегрузки в направлении голова-ноги и наибольшие перегрузки переносятся в направлении грудь-спина или спина-грудь, так как перемещение жидкостей и подвижных органов тела при этом весьма незначительное. Именно поэтому космонавты при взлете находятся в полулежачем положении.

Ускорение измеряется числом g - это ускорение свободно падающего тела, равное 9,81 м/с2. При воздействии на человека такого ускорения его вес не изменяется. При воздействии ускорения 2g вес удваивается, 3g - утраивается и т.д. Ускорения, воздействующие на водителя, невелики и в большинстве случаев меньше 1 g. Так, при аварийном торможении ускорение равно 5-6 м/с2, при наращивании скорости на спортивных автомобилях - 2-4 м/с2.