В транспортном потоке опасны не только превышение скорости, но и езда на низких скоростях. Автомобиль, движущийся со скоростью, меньшей скорости потока, заставляет других водителей совершать обгон, а резкое снижение скорости нередко является причиной попутных столкновений. Низкие скорости при небольшой интенсивности движения вследствие недостатка информационной нагрузки способствуют возникновению заторможенного состояния, которое при неожиданном усложнении дорожной обстановки может стать причиной ошибок и ДТП. На современных автомагистралях имеются полосы движения, по которым нельзя двигаться со скоростями меньшими, чем рекомендовано дорожными знаками.

При организации дорожного движения необходимо учитывать, что безопасными скоростями являются такие, которые обеспечивают водителю оптимальную эмоциональную и информационную нагрузку. Необоснованное же занижение скорости вызывает раздражение водителя, повышенную утомляемость, невнимательность, агрессивность, в результате чего он часто превышает скорость до предела, который считает возможным. В немецком городе Штутгарте провели следующий эксперимент. В двух районах города при помощи дорожных знаков ограничили скорость движения с 50 до 30 и 40 км/ч. В районе, где скорость была ограничена до 30 км/ч, средняя скорость движения снизилась с 36,7 до 35,6 км/ч. До ограничения скорости скоростной режим соблюдали 92,4 %, а

Рис. 4.1. Графики зависимостей количества пострадавших К„ на 100 автомобилей (кривая 1) и размера материального ущерба Уна 1 автомобиль (кривая 2) от скорости движения v (по М. Б. Афанасьеву и А. Н. Булатову)