после ограничения - лишь 26,7 %. В районе, где скорость была снижена до 40 км/ч, средняя скорость снизилась с 42,6 до 31,9 км/ч. Скоростной режим до ограничения соблюдали 79,8 % водителей, а после ограничения - 57,3 %. Таким образом, необоснованное ограничение скорости лишь незначительно снизило скорость движения, а число водителей, превышающих скорость, резко возросло.

Наиболее безопасной является средняя скорость транспортного потока. Чем больше скорость автомобиля отличается от средней скорости, тем больше вероятность возникновения аварийной ситуации.

Безопасная скорость движения зависит от состояния дороги, плотности транспортного потока, уровня его организации, легкости и комфортности управления. Однако безопасность движения на больших скоростях в решающей степени определяется надежностью водителей. Если бы водители могли безошибочно управлять автомобилем в условиях плотного транспортного потока на скоростях более 50-60 км/ч, то не было бы необходимости ограничивать скорость движения. Однако это невозможно из-за ограниченных психофизиологических возможностей человека.

В транспортном потоке движение на больших скоростях особенно опасно еще и потому, что пространственное восприятие резко ограничено и водители лишены свободы маневра. В этих условиях необходимо быть предельно внимательным и собранным. Возникающее при этом нервное напряжение быстро утомляет водителей, в результате чего нарушается протекание психических процессов.

Водитель часто неправильно оценивает скорость своего автомобиля. Специально проведенные исследования показали, что из 55 водителей-профессионалов правильно оценивали скорость только 33 %. По другим данным, такие водители составляют 50 %. В ФРГ был проведен следующий эксперимент. Вначале водители двигались с постоянной скоростью 60 км/ч, а затем они должны были, не глядя на спидометр, увеличить скорость до 80, 100 и 120 км/ч. На втором этапе исследований они должны были также, не глядя на спидометр, снизить скорость со 120 км/ч до 100, 80, 60 км/ч. В результате было установлено, что величина ошибки при увеличении и снижении скорости зависит от величины перепада скоростей. При этом снижение скорости чаще недооценивалось, а увеличение скорости переоценивалось. Водители нередко ошибаются в оценке скорости встречных и обгоняемых автомобилей, так как определить их скорости еще труднее, чем скорость своего автомобиля. В частности, установлено, что оценка скорости других транспортных средств зависит от их размеров. Скорость легковых автомобилей и мотоциклов часто переоценивается, а скорость автобусов, грузовых автомобилей и, особенно, поездов недооценивается. В результате некоторые водители, недооценивая скорость идущего поезда, пытаются проскочить через переезд, что иногда заканчивается катастрофой.