С увеличением скорости затрудняется пространственное восприятие, так как сужается поле зрения. В стационарных условиях поле зрения двумя глазами (бинокулярное зрение) составляет 120-130°. При скорости 50 км/ч поле зрения сужается до 105°; при 100 км/ч - до 45°; при 150 км/ч - до 7°. Сужение поля зрения ограничивает возможность водителя своевременно увидеть пешеходов и другие объекты на дороге, что увеличивает опасность наездов и столкновений.

Водитель, для того чтобы рассмотреть тот или иной объект, должен зафиксировать его взглядом на светочувствительной оболочке глаза на 0,2 -0,3 с. Если время проезда до него меньше, то рассмотреть и оценить его водитель не сможет. Поэтому с увеличением скорости увеличивается и дальность сосредоточения взгляда на дороге. Если при скорости 50 км/ч достаточно фиксировать взгляд на расстоянии 150 м, то при скорости 160 км/ч это расстояние увеличивается до 700 м. Таким образом, чем больше скорость, тем длиннее находящийся перед водителем отрезок дороги, который им не просматривается.

При управлении автомобилем на больших скоростях водитель работает в навязанном темпе, так как вся дорожная информация предъявляется ему на ограниченное время. Специальными исследованиями установлено, что в условиях плотного транспортного потока водитель автомобиля без автоматической коробки переключения передач на 1 км пути выполняет 40-50 операций. При скорости 20 км/ч на одну операцию приходится от 4,0 до 3,6 с. При скорости 30 км/ч это время составляет 3,0-2,4 с, а при скорости 40 км/ч - 2,2-1,8 с. Темп работы 4,0 с доступен каждому водителю, но при увеличении темпа в 2 раза некоторые водители пропускают необходимые операции, допускают ошибки и снижают скорость.