Работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности не является постоянной, она имеет четко выраженную фаз-ность в течение рабочего дня (рис. 5.2).

Первая фаза характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости или вхождения в работу продолжается 1 -1,5 ч, после чего устанавливается необходимый для данной работы уровень работоспособности. Длительность периода врабатываемости может колебаться в широких пределах в зависимости от условий работы, состояния, индивидуальных особенностей человека. Скорость, а в ряде случаев и точность действий человека в этой фазе снижены. Именно этим объясняется большее количество ДТП, связанных с ошибками водителей в начале рабочего дня, чем в последующие 2 -3 ч.

Рис. 5.2. Зависимость работоспособности J„ от времени / (в течение рабочего дня)

Вторая фаза характеризуется достаточно высокой устойчивой работоспособностью. В этот период максимальный результат достигается при минимальной затрате энергии. Продолжительность второй фазы 2 - 2,5 ч.

Третья фаза характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое приостанавливается перерывом на обед. Чем больше времени проходит от начала третьей фазы до перерыва на отдых, тем более вероятны ошибки водителя.

После перерыва на обед время фазы врабатываемости уменьшается, что объясняется вхождением в работу до перерыва. Уменьшается также время устойчивой работоспособности, так как сказывается утомление до перерыва. Исследованиями О. В. Осиповой и Л. Н.Журавской установлено, что для работы водителей характерна трудность вхождения в работу, которая увеличивает время фазы врабатывания. Это особенно заметно у водителей автобусов и большегрузных автомобилей. В результате они в этот период переоценивают свои возможности, что может стать причиной ошибок и рискованных действий, создающих угрозу для безопасности дорожного движения.