1.3. АВТОТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ, называется инженерной психологией.

Инженерная психология как самостоятельная наука начала формироваться в 40-х гг. XX в. В 1963 г. в нашей стране вышла первая монография по инженерной психологии, написанная

Б. Ф. Ломовым. Наиболее крупными советскими учеными по инженерной психологии являются А. Н.Леонтьев, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковский, В. Ф. Бенда, Д. Ю. Панов, В.П.Мунипов, В.Ф.Рубахин, В.Н. Пушкин, Л.С.Нерсесян и др.

Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Таким образом, инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т. е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

На первых порах при внедрении автоматических устройств было широко распространено мнение, что высокий уровень автоматизации полностью устранит человека из пройзводственного процесса.