Б.Ф. Ломов писал: «Во время “кибернетического бума”, когда речь шла о 100 %-ной автоматизации производства, наличие человека в системе управления считалось “недоразумением”, от которого следовало бы в ближайшее время избавиться». Однако эти попытки оказались нереальными. Человек обладает такими качествами, которые машина заменить не может. К ним относятся следующие способности:

быстро находить правильное решение при неожиданном изменении условий работы;

создавать целостное представление при недостатке информации;

выбирать из многих действий оптимальное для данной ситуации;

своевременно и быстро исправлять ошибки.

Вместе с тем машина имеет ряд преимуществ перед человеком, к которым относятся:

очень высокая пропускная способность, позволяющая выполнять в ограниченное время громадный объем работы;

постоянная и практически неизменно высокая работоспособность;

большая скорость и точность вычислительных операций.

Результаты сравнения возможностей человека и машины свидетельствуют о необходимости выделения ряда функций, которые в зависимости от их особенностей целесообразно возлагать только на машину или только на человека. В настоящее время проектируются не машины, а СЧМ. Системой называется любой комплекс динамически связанных звеньев, объединенных общей целью и общей сетью обмена информацией. В СЧМ постоянно происходит обмен информацией. От машины к человеку идет осведомительная информация о режиме ее работы, а от человека к машине - командная информация, выражающаяся в управляющих действиях.

Правильное распределение функций между человеком и машиной является важным условием эффективности работы всей системы. Практика показала, что, какая бы ни была степень автоматизации в любой системе управления, ведущая роль всегда остается за человеком. Таким образом, технический прогресс привел не к вытеснению человека из сферы общественного производства, а к появлению нового типа деятельности человека - операторской.