В современных условиях развития техники нельзя рассматривать автомобиль изолированным от водителя ни в процессе его эксплуатации, ни при конструировании. Новую технику нельзя создавать без учета человеческих возможностей. Если при создании новых машин не учитываются возможности человека, то это ведет к снижению производительности труда, к различного рода ошибкам и авариям.

Основные направления автотранспортной психологии: психофизиологическое, эксплуатационное, инженерно-педагогическое и конструкторское.

Психофизиологическое направление занимается выявлением и исследованием психофизиологических характеристик деятельности водителя. Это направление изучает психофизиологические особенности деятельности водителя и их влияние на продуктивность его работы; разрабатывает мероприятия по психофизиологическому отбору и подбору водителей; исследует факторы, отрицательно влияющие на состояние водителей и их здоровье, профессиональные заболевания и методики проведения предрейсовых осмотров.

Эксплуатационное направление изучает вопросы работоспособности водителей в различных режимах и условиях деятельности, разрабатывает методы и дает рекомендации по повышению надежности и эффективности их деятельности.

Инженерно-педагогическое направление изучает особенности формирования водительских навыков и умений, разрабатывает научно обоснованные методы обучения и тренировки водителей в различных видах их деятельности.

Конструкторское направление изучает возможности водителя и учитывает их при создании новых и совершенствовании серийных автомобилей.

Основными методами исследования как в инженерной, так и в автотранспортной психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Такое деление методов условно, так как они взаимосвязаны, дополняют друг друга и обычно используются одновременно в различных сочетаниях.