По назначению все автомобильные тренажеры можно разделить на две группы: функциональные и комплексные. Функциональные тренажеры предназначены для обучения и тренировки отдельных элементов вождения, отработки поведения водителей в строго определенных условиях. В настоящее время чаще разрабатывают комплексные тренажеры, предназначенные в первую очередь для формирования комплекса навыков будущих водителей. Эти тренажеры позволяют повышать мастерство водителей в определенных условиях, например в сложных дорожно-транспорт-ных ситуациях.

По конструкции различают автомобильные тренажеры с неподвижным или подвижным рабочим местом водителя. Имеются также одноместные (индивидуальные) и многоместные тренажеры. По способу предъявления дорожной обстановки автомобильные тренажеры можно разделить на пять групп: с подвижным полотном дороги (ленточные тренажеры); теневые; кинофицированные; телевизионные и тренажеры на базе ЭВМ.

Тренажеры с подвижным полотном дороги (ленточные тренажеры). Первые тренажеры с подвижным полотном были разработаны в США, затем они широко применялись в Европе. Позднее их применение стало ограниченным, и только в последние годы начался новый этап разработки тренажеров этого типа в качестве аттракционов или для демонстрационных целей. С их помощью будущих водителей учат основам управления автомобилем в ненавязчивой игровой форме.

Очень прост в исполнении ленточный тренажер фирмы «Шуф-рид» (Австрия). На подставке расположено рулевое колесо и педаль газа - реостата, изменяющего обороты вращения ленты. «Бесконечная» лента с нанесенной на ней полосой движения располагается на двух барабанах, один из них имеет привод от электродвигателя, другой - натягивает ленту. Эта лента размещается на стене класса подобно небольшому (1,5 х 1,5 м) киноэкрану. Скорость вращения темной полосы движения зависит от силы тока, подаваемой на обмотку электрического двигателя с помощью реостата. Рулевое колесо связано механической тягой с макетом автомобиля, расположенным перед экраном. Задача учащегося - поворачивать рулевое колесо таким образом, чтобы макет автомобиля не отклонялся от полосы движения; при этом необходимо периодически изменять скорость протяжки ленты. Случаи отклонения автомобиля от дороги фиксируются специальным счетчиком (фотодатчиком). Возможен другой вариант исполнения, когда «съехавший с дороги» автомобиль автоматически останавливается. Этой же фирмой разработана модификация ленточного тренажера, в котором имеется только рулевое колесо; скорость движения задается мастером производственного обучения по своему усмотрению.