Наблюдение за деятельностью водителя позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, осмотрительности, скорости и точности его управляющих действий. Наблюдающий должен хорошо знать специфику де ятельности водителя, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко понимать поставленную задачу наблюдения (например, определять подготовленность водителя к управлению автомобилем в различных условиях - ночью, на больших скоростях, в горах и т.д.); проверять поведение и действия водителя при проезде нерегулируемого перекрестка, обгоне, смене полосы движения; проверять знание ПДД и т.д.

К методу наблюдения можно отнести и так называемый трудовой метод, при котором исследователь становится оператором (водителем) и на своем собственном опыте дает заключение о поставленной задаче.

Беседа обычно используется при изучении причин ДТП и предпосылок к ним, а также причин, по которым водители нарушают Правила дорожного движения. Испытуемому задают заранее продуманные вопросы, порядок и форму которых меняют в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых и хода самой беседы. Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа водителей.

Эксперимент - это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное, планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, в которых они протекают, с регистрацией изучаемых параметров. Различают лабораторный, естественный (или на^рный) и модельный эксперименты.