Для научно-исследовательских целей (отработки отдельных узлов автомобиля, компоновки рабочего места водителя, проведения психофизиологического обследования и т.д.) по заказу концерна «Фольксваген» сконструирован комплексный телекинофи-цированный тренажер. Обслуживает тренажер ЭВМ, по командам которой могут меняться изображение дорожной обстановки, скорость движения, кривизна участка и т.д. Изображение дороги подается на дисплей, а с него с помощью телевизионной камеры - на киноэкран. Для усиления иллюзии восприятия между экраном и глазами наблюдателя размещается специальная линза. Тренажер позволяет воспроизводить поперечные, продольные и угловые ускорения автомобиля, что достигается вращением кабины рабочего места водителя вокруг трех взаимно перпендикулярных осей, точка пересечения которых расположена в зоне вестибулярного аппарата водителя. Водителю передается также слуховая информация о работе двигателя, шуме на дороге и других реальных шумах при движении автомобиля. На таком уникальном тренажере исследовались вопросы управляемости автомобиля. Результаты исследований показали хорошую зависимость между реальными испытаниями на дороге и работой на тренажере, позволившую в дальнейшем ограничиться испытаниями на стенде-тренажере и отказаться от некоторых сложных и дорогих испытаний на дороге.

Телевизионные тренажеры. Они хорошо зарекомендовали себя при подготовке летчиков, особенно при обучении одной, достаточно сложной ситуации, например взлета или посадки. Обучение же водителей автомобилей с помощью таких тренажеров проводилось в редких случаях. Достоинства телевизионных тренажеров очевидны: во-первых, четкая обратная связь и по скорости движения, и по углу поворота управляемых колес; во-вторых, возможность обучения вождению при наличии помех или других участников движения; в-третьих, возможность записи действий водителей на видеомагнитофон и дальнейший детальный анализ их ошибок.