Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте роль личного (человеческого) фактора для безопасности дорожного движения.

2. Чем отличается деятельность водителя как оператора системы ВАДС от операторов других систем управления?

3. Что такое надежность водителя и какие факторы ее определяют?

4. Дайте определение понятия «информация» и охарактеризуйте этапы ее переработки водителем автомобиля.

5. Назовите основные направления автотранспортной психологии.

6. Какие задачи должна решать автотранспортная психология при совершенствовании дорожной информации и конструкции автомобилей?

ГЛАВА 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ

2.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ

Психологическая надежность определяется как соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

Такое соответствие достигается психологическим отбором, задача которого заключается в отстранении от обучения или дальнейшей водительской деятельности лиц, психологические или личностные качества которых не могут обеспечить безопасного управления автомобилем, а также целенаправленной тренировки этих качеств как в процессе обучения, т^к и при дальнейшей профессиональной деятельности.

Изучая роль человека в СЧМ, автотранспортная психология опирается на антропологические науки, прежде всего на анатомию и физиологию человека. Анатомия - это наука о строении человеческого тела. Физиология - наука о функционировании органов и систем человеческого тела. Важную роль в деятельности человека играют органы чувств, или анализаторы. Термин «анализаторы» является синонимом органов чувств (глаз, ухо и др.), но включает в себя также проводящие нервы и центры в коре головного мозга, дающие нам зрительные, слуховые и другие ощущения.