При нормальной остроте зрения световые лучи, отражаясь от объектов, фиксируются на светочувствительной оболочке глаз (сетчатке), что позволяет водителю хорошо видеть дорожные знаки и дорогу на расстоянии не менее 100 м. При близорукости водитель хорошо видит показания автомобильных контрольно-измерительных приборов, но плохо видит дорогу и находящиеся на ней объекты. При дальнозоркости водитель, наоборот, четко видит дорогу и хуже - показания приборов. При таких нарушениях водители при управлении автомобилем должны пользоваться очками. Установлено, что 80-90% времени взгляд водителя направлен на дорогу, при этом он использует центральное зрение. Однако для восприятия дорожной обстановки необходим перевод взгляда в зоны периферического зрения, что требует определенного времени. Так, при проезде перекрестка для перевода взгляда влево требуется 0,15 - 0,26 с, для фиксации взгляда на левой стороне - 0,10-0,30 с, для перевода вправо - 0,15 - 0,30 с, для фиксации взгляда на правой стороне - 0,10-0,30 с. Общее время отвлечения взгляда от дороги составляет 0,50-1,16 с. Поданным Г.И.Пе-нежко, при движении в правом ряду время на перевод взгляда и поворот головы на появившийся на перекрестке справа автомобиль составляет 1 с, а среднее время фиксации взгляда с оценкой обстановки на этой же стороне дороги составляет 0,8 с. Перевод взгляда на спидометр и обратно на дорогу требует 1,5- 1,9 с, восприятие показаний всех контрольно-измерительных приборов при тех же перемещениях составляет 5,5 -7,0 с. Такие отвлечения от дороги в условиях интенсивного движения могут быть причиной ДТП.

Поле зрения - это пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном состоянии глаз. Поле зрения для белого цвета распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней - на 60°, кверху - на 50° и книзу - на 70°. Но это - поле зрения для одного глаза. Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 120-130° и охватывает все пространство перед автомобилем (рис. 2.3). Поле зрения при перемещении взгляда может быть увеличено до 150°, что обеспечивает достаточную безопасность дорожного движения. Поле зрения зависит от цвета рассматриваемого предмета. Для зеленого цвета поле зрения почти в два раза меньше, чем для белого, для красного и синего по сравнению с белым уменьшается на 10-20°.