При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов (рис. 2.4) и направления движения. Когда человек сидит в вагоне, а рядом трогается стоявший поезд, то у него возникает иллюзия движения поезда, в котором он находится. При отсутствии зрительного контроля за мелькающими в окнах вагона объектами возникает иллюзия движения в обратном направлении. Причины иллюзии различны.

В деятельности водителя наиболее часто встречаются иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др. Например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем она есть на самом деле. В результате он может непроизвольно

Рис. 2.4. Иллюзии при восприятии размеров предметов:

а - отрезок АВ кажется больше отрезка ВС, хотя они равны; б - параллельные линии кажутся непараллельными отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота - увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) - больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить». При окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создается впечатление, что автомобиль уходит вперед, т.е. движется ускоренно. После окончания разгона центр тяжести тела перемещается вперед, что воспринимается как торможение.