В работе водителя произвольному вниманию принадлежит основная роль, ибо без сознательного управления своим вниманием невозможно безошибочное, а следовательно, и безопасное управление автомобилем. Непроизвольное внимание может помогать произвольному вниманию. Так, правильно поставленный дорожный знак невольно привлекает внимание водителя. Увидев этот знак, водитель воспринимает его сознательно, т. е. с участием произвольного внимания. И, наоборот, помещенный в листья деревьев дорожный знак не привлекает непроизвольного внимания водителя. Для его восприятия необходимо значительное волевое усилие.

Произвольное внимание, требующее значительного волевого усилия и нервного напряжения, утомляет водителя. Поэтому при организации дорожного движения и обустройстве дорог нужно стремиться к тому, чтобы все большая часть необходимой водителю информации непроизвольно привлекала его внимание и для ее восприятия и оценки требовалось возможно меньшее волевое усилие и напряжение произвольного внимания.

Степень напряжения произвольного внимания зависит от интереса человека к выполняемой работе. Чем выше интерес, тем меньше требуется усилий для напряжения произвольного внимания и меньше расходуется нервно-психической энергии. Поэтому водитель, который любит свою работу и с удовольствием управляет автомобилем более продолжительное время, не чувствует усталости и дольше сохраняет высокую работоспособность. И, наоборот, водитель, который отрицательно относится к своей профессиональной деятельности, тяготится ею, быстрее устает и у него раньше развивается утомление. Поэтому пробуждение интереса водителей к управлению автомобилем повышает их надежность, а следовательно, и безопасность дорожного движения.