Для исследования объема внимания используется специальный прибор - та-хистоскоп (от древнегреч. tachys - быстрый, скорый; skopeo - смотрю). Он позволяет предъявлять испытуемому на экране любую информацию, заснятую на специально приготовленные слайды, с временем их предъявления (экспозиции) от 0,01 до 100 с. При исследовании объема внимания испытуемому предъявляются квадраты, разделенные на 16 клеток. В некоторых клетках имеются точки; на слайде может быть от 2 до 8 занятых точками клеток. Испытуемому последовательно предъявляется 15 квадратов (рис. 3.4) с временем экспозиции каждого из них 0,2 с. Перед испытуемым лежит протокол, на котором представлены такие же 15 квадратов, но незаполненные (в их клетках нет точек). Задача испытуемого - поставить точки в тех клетках квадрата, в которых она была на предъявленном ему слайде. Критерием для оценки объема внимания является число правильно поставленных точек.

Водитель при управлении автомобилем кроме восприятия объектов на дороге и прогнозирования развития дорожной обстановки выполняет управляющие действия, контролирует работу двигателя, считывает показания приборов, разговаривает с пассажирами, а иногда ведет радиообмен с диспетчером, объявляет остановки и т.д. Поэтому нередко он одномоментно может воспринимать не более трех дорожных знаков, что необходимо учитывать при организации дорожного движения.

Рис. 3.4. Предъявляемые при тахисто-скопии слайды для оценки внимания испытуемого

Распределение внимания - это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно безошибочно выполнить два и более действия. Распределение внимания зависит от его объема. Эти качества взаимосвязаны. Успешное распределение внимания между двумя различными действиями возможно только тогда, когда одно из совмещенных действий хорошо заучено и выполняется на уровне автоматизма. В этом случае основное действие находится в центре сознания, а другое (выполняемое на уровне автоматизма) - лишь контролируется сознанием. Опытный водитель, уделяя внимание дорожной обстановке, не следит за движением рук при переключении рычагов передач, так как эти действия доведены до автоматизма вследствие выработанного ранее навыка. Обучающийся вождению автомобиля не может, трогаясь на подъеме, распределить внимание между тремя действиями: отпустить ручной тормоз, отпустить педаль сцепления и увеличить подачу газа. И уж вовсе не может в это время слушать указания инструктора и следить за обстановкой.