Рис. 3.5. Примеры колебания внимания: а - ваза или два профиля; 6 - труба квадратного сечения или пирамида раты», разработанная В. И. Уразаевой. На бланке (рис. 3.6) нарисованы квадраты, у которых один из углов - черный. Обследуемые должны сосчитать число квадратов каждого вида: правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний. При групповом обследовании на выполнение задания отводится 10 мин. Ориентировочная шкала оценок, полученная для юношей в возрасте 18-19 лет со средним образованием, следующая: точность ответа 97 % и более - отлично, 90- 96 % - хорошо, 71 - 89% - удовлетворительно, 70% и менее - плохо. Также хорошо зарекомендовала себя методика определения устойчивости внимания с помощью бланковой методики «Корректурная проба», когда испытуемый в течение достаточно длительного времени (обычно не менее 10 мин) отмечает одним способом (зачеркивает) какую-то одну букву (например, О), а другим способом (подчеркивает) другую букву (например, К). Через минуту способы работы меняются местами: буква О подчеркивается, а буква К зачеркивается. Результаты обследования в виде диаграммы, на

Рис. 3.6. Бланк «Квадраты» для исследования устойчивости внимания которой по оси абсцисс - время, а по оси ординат - производительность работы, позволяют дать заключение об устойчивости внимания испытуемого.

В профессиональной деятельности водителя низкая продуктивность внимания как проявление его индивидуально-психологических свойств может отрицательно влиять на работу. В простых условиях движения темп работы водителя определяет он сам и дорожная обстановка позволяет ему на некоторое время отвлекать внимание от основных объектов восприятия, необходимых при управлении автомобилем. При внезапном резком изменении дорожной обстановки низкая интенсивность не обеспечивает работу по управлению автомобилем в необходимом высоком темпе и если водитель не успевает мобилизовать себя, т.е. интенсивность внимания в данный момент недостаточна для выполнения действий в высоком темпе, то возникают предпосылки к ДТП или само ДТП.