Квалификация водителя помимо установленных требований должна определяться также оценкой качеств его внимания и в процессе его профессиональной деятельности. На дороге все привлекает внимание водителя, но необходимо, чтобы его внимание было направлено на объекты и явления, правильная оценка которых может помочь прогнозировать развитие событий. Например, остановка впереди идущего автомобиля может означать, что сейчас будет открыта левая дверца, и опытный водитель для избежания наезда отвернет влево. Даже при перегрузке информацией он всегда заметит подобные изменения дорожной обстановки и найдет время для выполнения необходимых действий, упреждающих возникновение аварийных ситуаций.

Водители, показывающие лучшие результаты при исследовании их внимания, как правило, имеют и более высокие оценки при управлении автомобилем или мотоциклом в сложных условиях деятельности. Спортсмены, занимающиеся мотоциклетным кроссом и получившие при исследовании внимания высокие оценки, имели показатели точности и надежности выполнения действий на мотоцикле в сложной дорожной ситуации на 72,6 % выше, чем гонщики, внимание которых оценивалось низкими показателями. Проведенные исследования показали также, что студенты МАДИ, которые обучались вождению автомобиля и имели хорошие оценки при исследовании их внимания, значительно быстрее и лучше овладевали водительскими навыками, чем студенты с низкими оценками качеств внимания.

Для исследования качеств внимания используются специальные приборы и методики. Тренировка отдельных качеств внимания в условиях, приближенных к реальной действительности, может проводиться на стендах и тренажерах, позволяющих моделировать различные дорожные ситуации и регистрировать параметры, характеризующие продуктивность работы и состояние водителей.