В МАДИ с помощью ходовой дорожной психофизиологической лаборатории у водителей исследовалась динамика различных психофизиологических процессов в течение 8 ч вождения автомо биля. Внимание водителей исследовалось с помощью прибора «Внимание» (методика Шульте-Платонова). На графиках, представленных на рис. 3.7, видно, что время выполнения задания на этом приборе увеличивалось в зависимости от продолжительности непрерывного вождения автомобиля. Это увеличение было наибольшим при движении по наиболее сложному маршруту Нижний Новгород-Саранск и наименьшим при движении по самому простому маршруту Орел -Киев. Результаты этих исследований показывают, что объем и скорость переключения внимания снижаются в зависимости от степени развития утомления, которое увеличивается со временем. Нарушения этих качеств внимания было большим на сложных маршрутах, требующих большого нервно-психического напряжения, которое приводило и к более быстрому развитию утомления.

Внимание водителя ухудшается таюгёр в болезненном состоянии, после употребления алкоголя, в'состоянии чрезмерного возбуждения или в угнетенном состоянии. У опытного водителя бывает меньше ошибок из-за невнимательности. Это объясняется тем, что многие навыки управления автомобилем доведены до уровня автоматизма действий и позволяют правильно выполнять многие операции, даже если интенсивность внимания снижена, а также больше уделять внимания восприятию быстро меняющейся дорожной обстановки за счет освобождения от зрительного контроля за своими управляющими действиями. Снижению ошибок из-за невнимательности способствует также хорошая организация внимания водителя, доведенная до автоматизма, в типичных дорожных ситуациях, а также хорошая осмотрительность.