Для улучшения объема и распределения внимания необходимо тренировать их путем приобретения навыков одновременного восприятия нескольких объектов или одновременного выполнения нескольких действий (например, научиться одновременно слушать лектора и воспринимать демонстрируемые им чертежи, слайды, приборы или управлять автомобилем и в то же время воспринимать дорожную обстановку). Объем и распределение внимания тренируются также и при сознательной организации внимания во время проезда отдельных участков дороги и выполнения сложных маневров.

Выработка необходимых качеств внимания требует постоянного волевого усилия. Тренировка должна проводиться непрерывно как на работе, так и в быту, а это требует от человека высокой дисциплинированности, решительности и настойчивости.

3.3. ПАМЯТЬ И МЫШЛЕНИЕ

В деятельности водителя часто возникают задачи, которые нельзя решить, опираясь только на ощущения и восприятие. С помощью этих психических процессов он получает информацию только об отдельных объектах дорожной обстановки, состоянии среды движения и автомобиля. Однако для определения положения своего автомобиля по отношению к другим участникам дорожного движения и принятия правильного решения о действиях, которые следует выполнить в данный момент, необходим анализ и обобщение всей полученной информации с использованием прошлого опыта. Эти задачи водитель решает в ходе сложных психических процессов, которые называются память и мышление.

Память. Памятью называется умственная деятельность, выражающаяся в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память имеет огромное значение во всех видах деятельности человека. При значительных нарушениях памяти становится невозможным использование прошлого опыта и приобретение новых знаний. В результате человек оказывается не в состоянии иногда выполнить даже привычную работу, если она требует новых знаний и участия мышления, и тем более не может приобрести новые трудовые навыки. Профессия водителя требует твердых знаний техники и Правил дорожного движения, образования прочных навыков управления автомобилем в различных условиях, запоминания маршрутов движения, быстрого извлечения из памяти необходимой информации в неожиданно возникающих опасных дорожных ситуациях и т. д. К памяти водителя предъявляются высокие требования.