Примером такого моделирования может быть метод тахисто-скопии, который позволяет предъявлять на экране на ограниченное время различные дорожные ситуации и регистрировать скорость их восприятия и ответные действия испытуемых. Сущность методики, разработанной в МАДИ, заключается в следующем. Испытуемый должен считать себя водителем автомобиля, который на слайдах окрашен в красный цвет и направление движения которого снизу вверх; он должен быстро принимать решения при ответе на вопрос: имеет ли он преимущественное право на проезд в предъявляемой дорожной обстановке или обязан остановиться и пропустить другое транспортное средство или пешехода? На пульте, который держит в руках испытуемый, расположены две кнопки. При положительном ответе (да) нужно как можно быстрее нажать на правую кнопку, при отрицательном (нет) - на левую. Примеры дорожно-транспортных ситуаций, предъявляемых водителю, представлены на рис. 3.9.

По этой методике были обследованы водители, которые только что получили удостоверение на право управления транспортным средством, и водители со стажем более 5 лет, имеющие не менее 40 тыс. км пробега за рулем автомобиля. Каждому испытуемому 3 раза предъявлялись 17 слайдов с различными дорожно-транспортными ситуациями с временем предъявления 0,3; 0,5 и 1,5 с. Среднее число ошибок на одного обследуемого при экспозиции 0,3 с у водителей без стажа было 14, у водителей со стажем - 7. При экспозиции 0,5 с это соотношение соответственно было 7: 1, а при экспозиции 1,5 с - 3:0. Среднее время всех реакций неопытных водителей в 5 раз превышало среднее время реакций водителей со стажем.

Эти исследования показали, что действия водителей в условиях жестко ограниченного времени определяются не только их подготовленностью, но и индивидуальными особенностями, зависящими от скорости восприятия и оценки дорожной обстановки, которые в свою очередь зависят от оперативных качеств мышления и готовности памяти.