BARENYI Bela

1907 -1997 Австрия/Германия

Конструктор и изобретатель (более 2500 патентов), признанный во всем мире “отец пассивной безопасности автомобиля". Благодаря его идеям спасено огромное количество жизней водителей и пассажиров при авариях. Бела Виктор Карл Барени родился в Хиртен-берге близ Вены. Его отец Ойген Барени - профессор военной академии, мать - Мария Келлер, принадлежала к одной из богатейших семей Австро-Венгерской империи. После первой мировой войны овдовевшей Марии пришлось жить лишь на пенсию австрийского правительства (муж Ойген погиб в 1917 году, а промышленная империя Келлеров рухнула).

Аллегория на тему недеформируемого пространства для пассажиров и схема к патенту 1952 г.

Беле пришлось бросить школу, так как платить за обучение было нечем. Бурное развитие транспорта в 20-е годы захватило воображение Белы и предопределило его дальнейший жизненный путь. Еще до окончания в 1926 г. механического отделения института "Венский техникум" (Wiener Technikum) он обратил внимание на травмоопасную при аварии ступицу рулевого колеса автомобиля "Форд-Т" (Ford-T) и создал свой вариант со ступицей ниже плоскости его обода. В 20-е годы Бела разработал также ряд оригинальных проектов легковых автомобилей, конструкцию шасси с независимой подвеской всех колес, хребтовой рамой и особой системой рулевых тяг, публиковал статьи и рисовал рекламные плакаты на автомобильную тему. Следует отметить проект 1925-1926 гг., в котором были предвосхищены все технические решения, позже воплощенные в знаменитом "Фольк-свагене-Жук" (Volkswagen Kafer). Уже после второй мировой войны Барени при большой шумихе в прессе затеял длительный судебный процесс и добился признания своего приоритета в разработке его концепции. После учебы работал на австрийских автомобилестроительных фирмах "Штайр" (Steyr) и "Остеррайхишен Ауто-фабрикс АГ" (Osterreichische Autofabriks AG). Но экономический кризис лишил его работы по специальности, и лишь в 1934 г. он поступил на фирму "Адлер" (Adler) в Германии. Вскоре потерял и это место и работал по контрактам с различными европейскими фирмами. К этому периоду относятся разработки резиновых шумо- и виброизолирующих опор (сайлент-блоков) для двигателя, дозатора для пряностей, портативной зажигалки и других предметов, а также идея об эластично закрепленной средней части легкового автомобиля, что позволило бы защитить пассажиров при столкновении (патент от 1935 г.). С 1939 г. Барени разрабатывал шасси скоростных автомобилей на фирме "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), в 1940 г. получил патент на несущее основание (рама-платформа) для экспериментальной модели “11". По окончании войны вынужденно покинул фирму и самостоятельно занимался вопросами пассивной безопасности. Осенью 1948 г. возвратился на "Даймлер-Бенц" в качестве ин-женера-исследователя, ведущего фундаментальные перспективные разработки.

Несущее основание модели "11"

В1951 г. получил патент на свою давнюю идею: автомобиль с жестким не-деформируемым пространством для пассажиров и сминаемыми при столкновении передней и задней частями, которые поглощают энергию удара. Эту разработку можно считать главной в жизни Белы Барени. Затем в 1956 г. запатентовал безопасное рулевое колесо, а через несколько лет - различные варианты безопасной рулевой колонки. Впервые обе эти разработки фирма "Даймлер-Бенц" установила на свои автомобили в 1968 г. В конце 1972 г. Бела Барени вышел на пенсию, но продолжал сотрудничать с фирмой. Его имя увековечено в "Зале автомобильной славы" (Automotive Hall of Fame) в Детройте.