Было бы неблагоразумно предполагать, что разработки конструкций безопасности достигли своего предела. В различные времена в прошлом десятилетии так казалось, и тем не менее эксперты систем защиты придумали, например, ограничитель нагрузки привязного ремня, оптимизированную комбинацию ремней и подушек безопасности, «запрограммированную» подушку, боковой занавес из подушек безопасности и детскую систему ISOFIX установки сидений.


Весьма вероятно, что следующая стадия в разработке систем безопасности приведет к расширению «зоны безопасности» вокруг автомобиля электронными средствами. Мы уже имеем датчики, которые могут обнаружить близлежащие, но невидимые объекты, помогая водителю благополучно припарковаться; нет причин, почему бы подобным датчикам вместе с интеллектуальной электронной обработкой сигнала не обнаруживать перемещающиеся объекты и решать, представляют ли они фактическую угрозу, то есть приведут ли они к столкновению. Возьмем случай бокового столкновения: самая большая техническая проблема здесь состоит в том, что защитная боковая подушка безопасности должна раздуться практически мгновенно, потому что имеется мало времени для принятия мер после начала столкновения. Если бы боковой датчик мог предупреждать даже за долю секунды до столкновения, можно было бы обеспечить лучшую защиту. Даже при лобовом столкновении, инженеры спорят, раннее предупреждение может подразумевать, например, что ремень преднатягивается перед ударом, а система подушек безопасности может быть проинформирована о вероятной серьезности столкновения и использовать эту информацию во время срабатывания. Раннее предупреждение заднего столкновения может позволить подголовникам автоматически перемещаться к голове для обеспечения лучшей защиты головы.


Поэтому много инженеров систем защиты теперь говорят о создании «кокона» — защитного пространства вокруг автомобиля с помощью электроники, использующей датчики, смотрящие в различных направлениях. Такие системы должны быть чрезвычайно «умными» даже по современным стандартам. Ведь вы не хотели бы, чтобы сработала подушка безопасности с вашей стороны просто потому, что вы припарковались очень близко к другому автомобилю или к стене гаража. Система должна убедиться, что угроза не была серьезной, но по расстоянию и по скорости сближения столкновение было неизбежно (вы не захотите, чтобы подушка безопасности раздулась, даже если вы просто недооценили и слегка задели стену гаража). Короче говоря, много проблем остаются нерешенными, но это, вероятно, наиболее важное направление, в котором конструирование систем защиты теперь развивается.