BOHLIN Nils Ivar

1920 Швеция

Шведский инженер, изобретатель трехточечного ремня безопасности. Родился в городе Харносанд на севере Швеции. После учебы в школе и службы в армии поступил в 1942 г. конструктором на авиационную фирму СААБ (SAAB). Без отрыва от производства получил авиационное образование. Прошел в США курс экономики и авиационной медицины За 15 лет работы участвовал в создании всех самолетов фирмы. В 1955 г. был ответственным за создание механизма катапультирования, парашютов, привязных ремней. Через три года, приняв предложение президента компании "Вольво" (Volvo) Гуннара Энгелау (Gunnar Engellau), стал первым на фирме инженером по безопасности. Сам Болин признавался, что было интересно переключиться с ускорения тела человека при катапультировании из самолета на его замедление при резком торможении или столкновении автомобилей. Вместо уже использовавшегося компанией, но недостаточно эффективного двухточечного диагонального ремня предложил трехточечный V-образный, который охватывал таз пассажира и шел поперек его груди. Он имел простой и надежный механизм фиксации сбоку от сидящего. Тем самым удалось в критических ситуациях удержать пассажира в безопасном положении и избежать в большинстве случаев тяжелых травм и смертельных исходов Патент №227568 на трехточечный ремень безопасности был выдан в августе 1958 г Впервые фирма "Вольво" применила такие ремни в 1959 г. на своих моделях "П-120" (Р120) и "ПВ-544" (PV544). В дальнейшем анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что уровень травматизма при использовании ремней Болина снизился на 50~60%. Постепенно в разных странах стали принимать постановления о внедрении шведского изобретения. В США в 1968 г. вступил в силу закон о трехточечных ремнях. В1971 г. в австралийском штате Виктория приняли первый в мире закон об обязательном их применении. В наши дни трехточечные ремни стали неотъемлемой частью оборудования легковых автомобилей. В 60-е годы Болин возглавил подразделение "Вольво", работавшее над повышением пассивной безопасности автомобилей. В частности, к 1970 г. он разработал ряд новых конструктивных элементов, образовавших признанную во всем мире и запатентованную "Систему защиты от бокового удара - СИПС" (Side Impact Protection System). После выхода в 1985 г. на пенсию продолжал работать в качестве эксперта по пассивной безопасности. За заслуги по спасению жизни автомобилистов, попадающих в столкновения, Нильс Болин получил множество наград. Среди них премия Национального управления по безопасности движения автотранспорта (National Highway Traffic Safety Administration) США за 1979 г. и золотая медаль Королевской шведской академии технических наук за 1995 г. Патентное бюро ФРГ в 1985 г. включило патент Болина на ремень безопасности в число восьми, имеющих огромное значение для человечества за прошедшие 100 лет.