Вагоностроение

Предприятия, выпускающие вагоны различных типов и различного назначения для магистрального, промышленного и городского транспорта, а также тормозное оборудование, автосцепные устройства, запасные части для вагонов, относятся к одной из отраслей транспортного машиностроения - вагоностроению. В России нач. 40-х гг. 19 в. для первой магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой на государственном (казенном) Александровском литейно-механическом заводе в Санкт-Петербурге был налажен выпуск (1846 г.) 4-осных крытых грузовых вагонов (рис. 6.50) и вагонов-платформ грузоподъемностью 8,2 тс осевой на грузкой 4 т и массой тары 7,79 т, а также тележечных пассажирских вагонов. Техническая политика в области вагоностроения во многом определялась российскими специалистами. К открытию сквозного движения на линии Петербург - Москва в 1850-1851 гг. на заводе было построено ок. 3 тыс. грузовых и более 230 пассажирских вагонов, в т. ч. два 8-осных служебных вагона, специальных (рис. 6.51, 6.52), отличавшихся высоким техническим уровнем: имелось отопление, вентиляция, водоснабжение (для туалетов и умывальников). К нач. 20 в. была создана достаточно мощная вагоностроительная промышленность.

Рис. 6.50. Первый крытый товарный вагон для Петер-бург-Московской железной дороги (1846 г.)

Рис. 6.51. Пассажирский вагон II класса (1884 г )

Рис. 6.52. Специальный вагон, построенный для императора Николая I (1847 г., Варшава)

ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ. В кон.

19 - нач. 20 вв. в России вагоны строились на 19 частных заводах: Русско-Балтийском, Мальцевском, Мытищинском, Верхне-Волжском, Усть-Катавском, Петербургском, Ревель-ском (завод «Двигатель»), Брянском, Коломенском, Путиловском, Сормовском, Харьковском, Варшавском (Лильпоп, Рау), Рижском («Феникс»), Киевском, Николаевском судостроительном, Торецком сталелитейном, Нижнеднепровском металлургическом заводе, на заводе Артура Коппеля. К 1917 г. было построено 969 ООО грузовых вагонов различных типов и грузоподъемности (в основном 2-осные) и св. 31 ООО пассажирских вагонов, в т.ч. 1298 служебных, 771 почтовый, 2190 багажных, 540 вспомогательных вагонов. Строились двухэтажные вагоны оригинальной конструкции длиною 20 м, которые имели 106 сидячих мест.