В конструкциях вагонов, построенных до 1920 г., широко использовалась древесина, а кузов пассажирских вагонов обшивался снаружи листовым железом. Все вагоны имели сквозную упряжную винтовую сцепку и боковые буферы, часть вагонов имела ручной тормоз. На вагоностроительных заводах в этот период было предложено много оригинальных технических решений, сыгравших важную роль в развитии вагоностроения (например, разработка 2- и 3-осных тележек, автоматических тормозов, электрического освещения пассажирских вагонов).

После 1-й мировой войны, и особенно после Гражданской войны 1924-1928 гг. началось возрождение и дальнейшее развитие вагоностроения. Было принято решение о постройке впредь всех вагонов с металлической рамой, имеющей хребтовую балку, обеспечивающую в дальнейшем возможность установки автосцепки. В 1927 г. на вагоностроительных и других заводах было построено 9750 грузовых вагонов, в т. ч. 4750 2-осных грузоподъемностью 20 т, 5000 вагонов - 4-осных (крытых - 4300, изотермических - 500, цистерн - 200 единиц); в том же году было построено 1615 пассажирских вагонов для пригородного и дальнего сообщения, из которых 1165 были 2-осными с длиною кузова 14 м и 410 4-осными с длиною кузова 18 м и 20 м. Такой выпуск пассажирских вагонов в то время полностью удовлетворял потребности в пассажирских перевозках. Строились вагоны на Тверском вагоностроительном заводе (4-осные с кузовом длиною 20,2 м) и на Сормовском заводе (2-осные с кузовом длиною 14 м).

Переход от постройки 2-осных вагонов к 4-осным ббльшей длины с более полным использованием габарита подвижного состава создавал условия для повышения комфорта и экономичности пассажирских перевозок. В последующие годы намечалось строить пассажирские вагоны с роликовыми подшипниками и с устройствами принудительной вентиляции с подогревом и очисткой воздуха; планировался также выпуск небольшой партии вагонов с устройствами кондиционирования воздуха с механической системой охлаждения. С 1941 г. пассажирские вагоны должны были строиться из низколегированной стали с применением для внутреннего оборудования пластмасс, легких сплавов, зеркальных стекол, искусственной кожи.