Постройка пассажирских вагонов для магистральных ж. д. была сосредоточена на Ленинградском им. И. Е. Егорова и Калининском (ныне Тверском) вагоностроительных заводах. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова был основан в 1897 г. (тогда Петербургский завод) как товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. Тверской вагоностроительный завод был основан в 1898 г. французско-бель-гийским акционерным обществом «Даль и Балкан» (Верхневолжский завод ж.-д. материалов), с 1915 г. назывался Тверским Рус-ско-Балтийским заводом, с 1918 г.- Тверским вагоностроительным заводом, в 1931-1991 гг.-Калининским вагоностроительным заводом, с 1991 г.- ОАО «Тверской вагоностроительный завод». На заводе первоначально строились 2-осные крытые товарные вагоны и платформы грузоподъемностью 16 т, в дальнейшем - 20 т. С 1931 г. начали строиться почтово-багажные и пассажирские вагоны. К 1934 г. на заводе была создана солидная по тому времени технологическая база, позволившая начать строительство цельнометаллических вагонов с несущим кузовом на основе конструкции, разработанной центральным вагонным конструкторским бюро (ЦВКБ) под руководством П. И. Травина. При постройке опытного образца такого вагона впервые вместо заклепок была применена контактноточечная сварка. Весной 1939 г. развернулись работы по созданию цельнометаллических купейных вагонов; в нач. 1940 г. пассажирские поезда, сформированные из таких вагонов, прошли испытания на линии Москва - Сочи - Москва, давшие положительные результаты. С 1951 г. завод специализировался на цельнометаллических пассажирских вагонах дальнего следования, а позднее стал еще выпускать головные и прицепные вагоны для электропоездов Рижского вагоностроительного завода (с нач. 90-х гг. эти вагоны не вы пускаются, т. к. постройка электропоездов полностью производится на Демиховском машиностроительном заводе, на заводе в Торжке Тверской области и на Новочеркасском электровозостроительном заводе. К нач. 1992 г. ОАО «Тверской вагоностроительный завод» выпускал цельнометаллические пассажирские вагоны, тележки для пассажирских вагонов и вагонов метрополитена, колесные пары, тормозное оборудование, а также производил поковки, штамповки, чугунное литье и т. п. Созданы: вагон-лаборатория с реактивной тягой для испытания вагонов при скоростях движения до 300 км; экспрессы «Аврора» и «Русская тройка»; освоен выпуск вагонов с трансформируемым интерьером. Совместно с другими организациями завод работает над созданием пассажирских вагонов нового поколения большей длины для скоростей движения до 200 км/ч, обеспечивающих более высокий уровень комфорта для пассажиров, удобство обслуживания и эксплуатации. Цельнометаллические вагоны с гладкой наружной металлической обшивкой боковых стен кузова имеют различные варианты планировки пассажирского салона, оборудованы спальными местами или креслами: купейный спальный вагон