Одним из основных направлений развития вагоностроительной промышленности являлась специализация и кооперирование вагоностроительных заводов, особенно с металлургическими заводами, поставляющими прокатные профили и цельнокатаные колесные пары, наряду с развитием собственной про изводственной базы вагоностроения. В 1936 г. вступил в строй крупнейший Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) в Нижнем Тагиле Свердловской области, специализировавшийся на постройке полувагонов. УВЗ является крупным производственным объединением по выпуску магистральных большегрузных полувагонов, цистерн, тележек, автосцеп-ных устройств, колесных пар для грузовых вагонов.

Сооружение УВЗ началось в 1931 г.,

6 нояб. 1935 г. из экспериментального цеха завода были выпущены первые 4-осные полувагоны; в окт. 1936 г. был пущен главный конвейер и началась поточная сборка серийных полувагонов. В 1939 г. Наркоматом среднего машиностроения была утверждена номенклатура выпускаемой УВЗ продукции: 50% платформы грузоподъемностью 60 т, 25% крытые вагоны грузоподъемностью 50 т, 25% полувагоны грузоподъемностью 60 т.

УВЗ принадлежит большая роль в унификации грузовых вагонов. На заводе были разработаны проекты унифицированных конструкций полувагонов, платформы и крытого вагона, которые стали обязательными для всех отечественных вагоностроительных заводов. Впервые в нашей стране на УВЗ стали строить грузовые тележки с литыми боковыми рамами вместо поясных тележек. УВЗ был спроектирован в расчете на крупносерийный выпуск вагонов и их основных узлов (колесные пары, автосцепки, тележки), предусматривался поточно-конвейерный метод постройки вагонов с кратчайшими транспортными путями между осн. технологическими процессами, с широким применением (с 1939 г.) автоматической сварки. В 1990-е гг. и в нач. 21 в. УВЗ остается главным поставщиком грузовых вагонов различного назначения, в т. ч. магистральных большегрузных полувагонов (универсальных и специализированных 8-осных полувагонов, 4-осных цистерн), а также тележек, автосцепных устройств, колесных пар. Завод имеет многоотраслевое высокомеханизированное и автоматизированное производство с замкнутым циклом - от выплавки стали до сдачи готовой продукции.