Вагоностроение в послевоенные годы было организовано также и на ряде машиностроительных заводов: Демиховском (постройка узкоколейных 4-осных крытых вагонов грузоподъемностью 20 т, 4-осного полувагона с седлообразным дном грузоподъемностью 12,5 т; 4-осных платформ грузоподъемностью 20 т; 4-осных цистерн грузоподъемностью 10 и 20 т; думпкаров для колеи шириною 750 и 1067 мм); Мариупольском заводе (постройка цистерн). На Демиховском машиностроительном заводе после 1946 г. также строились узкоколейные пассажирские вагоны для колеи 750 мм с 26 и 40 сидячими местами, а также вагон-сто-ловая на 16 чел. для обслуживания работников лесо- и торфоразработок; длина вагона

11 м; ширина 2,3 м, база 7,2 м; тара 9,9 т.

На этом заводе строились также пассажирские вагоны, почтово-багажные вагоны, грузовые вагоны (крытые, полувагоны, платформы) для линии Боржоми - Бакуриани (Грузия) с шириной колеи 900 мм. В создании вагонов участвовали ВНИИВ (ныне ГосНИИВ), Уральский филиал Всесоюзного н.-и. института технической эстетики, Алтайский и Крюковский вагоностроительные заводы. В 1981- 1987 гг. на Демиховском заводе было построено св. 1000 пассажирских вагонов.

Для узкоколейных ж. д. пассажирские вагоны строились также на Калининском вагоностроительном заводе; в 1955 г. им была построена большая партия цельнометаллических вагонов с 28 сидячими местами (длина вагона 11,2 м; ширина 2,3 м).

В 1958 г. на базе машиностроительных цехов металлургического завода был создан Ждановский (ныне Мариупольский) завод тяжелого машиностроения, на котором в дальнейшем была сосредоточена постройка всех цистерн в нашей стране, в т. ч. 8-осных цистерн грузоподъемностью 120 и 125 т. До этого производство цистерн было организовано в Мариуполе в 1945 г. на базе металлургического завода «Азовмаш». В 1957-1959 гг. были созданы поточно-конвейерная линия сборки и сварки котлов; 3 комплексно-механизирован-ных цеха; 30 поточно-конвейерных и автоматических линий; 10 комплексно-механизиро-ванных участков; широко применялись автоматическая и полуавтоматическая сварка в среде защитных газов и промышленные роботы для замены сварщиков, работающих внутри котла в трудных и вредных условиях. На заводе были созданы новые цеха, оборудование, оснастка для постройки 2000 8-осных цистерн в год.