В 1933 г. было создано н.-и. бюро вагоностроения (НИБ), преобразованное в 1961 г. во Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (ВНИИВ), а в 1991 г,-в Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения (ГосНИИВ) с тремя филиалами (в Калинине, Риге и Кременчуге). На базе филиала в Кременчуге в 1991 г. был организован Гос. Украинский н.-и. институт вагоностроения. Для выполнения проектноконструкторских работ по отдельным видам вагонов были созданы Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения (г. Тверь), отдельное конструкторское бюро по железнодорожным транспортерам (г. Луганск, Украина), Уральский научно-производственный комплекс криогенного машиностроения (г. Нижний Тагил, Свердловская обл.).

Проектирование вагонов включает: разработку проектной, конструкторской, технологической и других видов документации.

Первоначальным основным документом являются технические требования, утвержденные заказчиком, которым является МПС для магистральных вагонов, соответствующее ведомство для вагонов промышленного транспорта или частные фирмы, имею щие собственный вагонный парк. В технических требованиях на разработку технического задания (ТЗ) на проектирование содержатся: назначение вагона, ширина колеи ж.-д. пути, основные технико-экономические и габаритные параметры, описание конструктивных особенностей (ходовые части, устройство рамы и кузова с внутренним оборудованием, конструкции тормозов и т.д.). Приводится перечень устройств, обеспечивающих безопасность движения, комфорт пассажиров и обслуживающего персонала, а также рекомендации о возможностях разборки отдельных модулей, агрегатов и устройств вагона для его ремонта и контроля технического состояния в период эксплуатации.