Пленум Всероссийского центрального совета профсоюзов (ВЦСПС), состоявшийся в сент. 1934 г., разделил профсоюз железнодорожников на профсоюзы центральных железных дорог, железных дорог Юга, Востока и Дальнего Востока, Средней Азии, рабочих заводов транспорта, а также профсоюз рабочих железнодорожного строительства и метрополитена. В 1948 г. эти профсоюзы объединились. В эти годы председателями ЦК профсоюза избирались М. П. Тарасов, А. И. Шевченко.

Состоявшиеся в 1951 г. и 1954 г. XII и XIII съезды профсоюза подвели итоги работы профсоюзных организаций в послевоенный период, приняли решения о развертывании социалистического соревнования среди железнодорожников, развитии комплексного соревнования работников ведущих профессий, о расширении движения локомотивных бригад за вождение тяжеловесных составов, соревновании диспетчеров по наиболее эффективному освоению пропускной способности линий и др. В тот же период на железнодорожном транспорте зародилось новое движение - за коммунистический труд, инициатором которого явился коллектив локомотивного депо Москва-Сортировочная. Поддержанное хозяйственными и профсоюзными организациями отрасли это движение быстро распространилось не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях. В начале 60-х гг. рождается новая форма соревнования - по профессиям, которая способствовала росту производительности труда. ЦК профсоюза, дорпрофсожи активно участвуют в организации школ по обмену опытом работы лучших по профессии, выпускают плакаты и бюллетени с описанием достигнутых результатов в труде.

В годы 8-й пятилетки и в последующий период ЦК профсоюза, дорожные комитеты профсоюза активно содействовали внедрению научной организации труда, распространению опыта передовых коллективов: локомотивного депо Гребенка Южной железной дороги по широкому применению прогрессивных технологий ремонта и использования локомотивов, вагонного депо Московка Западно-Сибирской железной дороги по индустриально-поточному методу ремонта вагонов, станции Люблино-Сортировочная Московской железной дороги по наиболее эффективному использованию транспортных средств и повышению производительности труда, Белорусской железной дороги по повышению производительности труда за счет внедрения научно-технических достижений, совершенствования организации производства и труда, а также многих других коллективов, передовиков и новаторов производства