Типоразмерные ряды грузовых вагонов разрабатываются на основе анализа потребности в перевозках и перспективы развития экономики страны, конкурентоспособности в условиях рыночных отношений, ориентировочного объема и состава грузооборота ж.-д. транспорта, оснащенности и производственной мощности вагоностроительной и других отраслей промышленности. Анализ агрегатного состояния перевозимых грузов, влияния окружающей среды и дальности транспортировки на их сохранность, защиты здоровья людей и экологии природы позволяют установить тип и специализацию вагона, выделить модули и блоки вагона при проектировании.

ИСПЫТАНИЯ ВАГОНОВ. Новые типы вагонов после отработки конструкции на опытных образцах или партиях установочной серии проходят всесторонние испытания. После приемки вагона государственной (межведомственной) комиссией строится головная (контрольная) серия вагонов. По результатам изготовления и испытания опытных образцов и контрольной серии корректируется конструкторская документация, проверенная по технологическому процессу. В ходе серийной постройки вагонов производится контрольная проверка в условиях вагоностроительного завода. Кроме того, периодический контроль качества постройки и работоспособности вагона производится в эксплуатации -эксплуатационные испытания. Специальные испытания вагона в целом и его отдельных элементов позволяют заранее за сравнительно короткий срок установить фактическую прочность и долговечность различных частей, оценить его динамические качества и воздействие на ж.-д. путь.

В зависимости от задач такого рода и их особенностей обычно различают следующие виды испытаний: оценка конструкции на прочность (статические и динамические прочностные испытания); оценка динамических (ходовых) качеств вагона и его воздействия на ж.-д. путь; надежности конструкции вагона и его элементов; проверка вагонов на соударение.