В то же время на подвижном составе широко применяются неавтоматические тормоза, которые имеют ручной привод либо приводятся в действие повышением давления или электрического напряжения в управляющей магистрали. К неавтоматическим относятся ручные тормоза, вспомогательные тормоза локомотивов, электропневматические тормоза пассажирского подвижного состава.

Устройство тормозов

Подвижной состав оборудуется системой тормозов, управляемых, как правило, с одного пульта (т.н. непрерывный тормоз), нежесткого и полужесткого типов. Тормоза нежесткого типа допускают медленное (темпом «мягкости» 0,02-0,03 МПа в 1 мин) снижение зарядного давления без торможения при повышении давления в тормозной магистрали на 0,02-0,03 МПа; происходит полный отпуск тормоза. Полужесткий тормоз обеспечивает отпуск при восстановлении предтормозного зарядного давления. Пассажирскии подвижной состав отечественных ж. д. оборудован пневматическим автоматическим тормозом нежесткого типа и неавтоматическим электропневматическим тормозом. На грузовом подвижном составе установлен пневматический автоматический тормоз, имеющий равнинный режим, когда обеспечиваются свойства нежесткого тормоза, и горный режим - свойства тормоза полужесткого типа (рис. 7.1).

Источником сжатого воздуха для пневматических тормозов служит компрессорная ус

Рис. 7.1. Схема пневматического тормозного оборудования тепловоза: / - уравнительный резервуар; 2 - кран системы синхронизации; 3 - блокировочное устройство; 4 - кран машиниста; 5 - кран вспомогательного тормоза; 6 и 7 -регуляторы давления; 8 - резервуар, включенный в кран вспомогательного крана; 9 - трубопровод маслоотделителя; 10 - маслоотделитель; 11 - обратный клапан; 12 и 14 - последовательно соединенные главные резервуары; 13 -компрессор; 15 - воздухоотделитель, 16 - запасный резервуар; 17 - клапан максимального давления; 18 - реле давления; 19 и 24 - тормозные цилиндры; 20 и 22 - тормозные магистрали; 21 - питательная магистраль; 23 - обратный клапан тановка. Компрессор, сжимающий воздух до давления 0,75-0,9 МПа устанавливается на электровозах и тепловозах с электрическим приводом компрессора; на других тепловозах, до 0,75-0,85 МПа; 0,65-0,8 МПа - на моторвагонных поездах, нагнетает его в систему главных резервуаров (объем по 150-250 л с общим объемом ок. 1000 л на каждой секции локомотива), где воздух аккумулируется и охлаждается. Для ограничения предельного (по прочности резервуаров) давления служат предохранительные клапаны. Включение и отключение компрессоров производится регулятором давления.