ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР - силовой орган тормоза, преобразующий давление сжатого воздуха в механическую энергию и передающий усилие на тормозные колодки (накладки)

для прижатия их к ободу колеса или к тормозным дискам. Внутри корпуса, закрытого передней и задней крышками, перемещается поршень, жестко или шарнирно соединенный со штоком и отпускной пружиной. В горловине передней крышки расположены сетчатый фильтр и пылезащитная резиновая шайба для очистки воздуха, засасываемого в тормозной цилиндр при движении поршня. На внутренней поверхности корпуса имеются канавки для сбора и удаления влаги. Задняя крышка служит также для крепления кронштейна тормозной рычажной передачи, а в пассажирском вагоне - еще и для установки воздухораспределителя. В верхней части задней крышки имеется заглушенное пробкой отверстие для установки манометра при испытании тормоза.

ТОРМОЗНЫЕ НОРМАТИВЫ - совокуп ность требований к обеспечению подвижного состава единым наименьшим тормозным нажатием на 100 т массы поезда (или состава), при выполнении которых поезда могут двигаться с установленными скоростями. Тормозные нормативы определяют уклоны максимальных спусков, на которых допускается движение поездов с указанными скоростями, порядок снижения скорости на спусках большей крутизны и в случаях, когда установленное нажатие не может быть обеспечено (например, выключение отдельных тормозов при неисправности).

Тормозные нормативы предусматривают значения расчетных нажатий тормозных колодок на колесную пару подвижного состава и сведения о числе тормозных осей, учетную массу локомотивов и потребность ручных тормозов для удержания на месте подвижного состава в случаях отказа автоматических тормозов. Тормозные нормативы выпускаются в виде приложения к графику движения поездов.