Расчет тормозов и эксплуатационные параметры, определяемые тормозными системами

На подвижном составе должны быть обеспечены заданные нормативы расчетного тормозного нажатия - нажатия тормозных колодок, используемого в расчетах при определении обеспеченности подвижного состава тормозными средствами. Условие замены действительного нажатия расчетным - равенство обеспечиваемых или тормозных сил. Для оценки независимо от материала колодок пересчитывают тормозное нажатие композиционных колодок в тормозное нажатие чугунных (или наоборот), исходя из равенства тормозных путей при максимальной скорости движения. В пересчете на композиционные тормозные колодки коэффициент расчетного тормозного нажатия составляет для современного пассажирского подвижного состава, оснащенного противогазными устройствами, 0,3; для грузовых вагонов, обращающихся со скоростью до 100 км/ч,- 0,18 в порожнем и 0,15 в груженом состоянии, а при скорости до 120 км/ч - 0,25.

Важнейшей характеристикой подвижного состава является тормозной путь - расстояние, проходимое поездом или единицей подвижного состава при торможении за время от поворота ручки крана машиниста в тормозное положение до остановки; определяют теоретически с помощью уравнения движения поезда в тормозном режиме или экспериментально. Для оценки используют номограммы - графические зависимости тормозного пути от расчетного тормозного коэффициента для разной скорости и крутизны спуска. Тормозной путь экстренного торможения, когда задействуются с максимальной эффективностью все тормозные средства поезда (включая магниторельсовые тормоза при их наличии), определяет безопасность при внезапном появлении препятствия для движения поезда, поэтому учитывается при ограждении мест производства работ и внезапно возникающих препятствий. Полное служебное торможение (как и экстренное) являются исходными при проектировании системы интервального регулирования движения поездов (автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации), выбора длины блок-участков и значно-сти сигнализации с учетом заданного межпо-ездного интервала. Длина одного блок-участка или нескольких блок-участков при много значной автоблокировке должна быть не менее длины тормозного пути при полном служебном или экстренном торможении с учетом потерь времени на срабатывание систем автоматики и реакцию машиниста.