Большая роль электрификации ж. д. отводилась в плане ГОЭЛРО, принятом в дек. 1921 г., где указывалось на необходимость «создания в стране основного "транспортного скелета" из таких путей, которые соединили бы в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью». В течение 15 лет намечалось электрифицировать 3500 верст железных дорог.

В 1926 г. был электрифицирован первый в стране участок местного значения Баку-Сураханы протяженностью 19 км по системе постоянного тока напряжением 1,2 кВ. В кон. 1930-х гг. участок переведен на напряжение

1.5 кВ, а позднее - на 3 кВ.

Электрификация ж. д. в пределах Российской Федерации началась с магистрального участка Москва - Мытыщи (17,7 км) по системе постоянного тока напряжением 1,65 кВ. Регулярное движение пригородных поездов открылось 1 окт. 1929 г. В 1932 г. на электротягу на постоянном токе напряжением

3,3 кВ переведен участок Хашури-Зестафо-ни (63 км) через Сурамский перевал. По этой системе тока в границах РФ в 1933 г. был электрифицирован первый магистральный участок Кизел-Чусовская (113 км). К нач. 1941 г. протяженность электрифицированных ж.д. достигла 1865 км. В 1941 г. в связи с приближением фронта было демонтировано 633 км; единственный участок Мурманск-Кандалакша (300 км), находясь в непосредственной близости к фронту под постоянным воздействием авиации противника (на него сброшено св. 1500 авиабомб), в течение

3.5 лет не прекращал работу на электротяге. В годы войны электрификация продолжалась на Урале, в Московском и Куйбышевском узлах; на электротягу было переведено 446 км. Широкое развитие электрификации ж. д. началось в соответствии с Постановлением правительства от 3 февр. 1956 г. № 1966-121С «О генеральном плане электрификации железных дорог». Постановлением устанавливались на период 1956-1970 гг. конкретные задания по электрификации девяти важнейших направлений сети и ряда участков. В 1958 г. по протяженности электрифицированных линий СССР вышел на первое место в мире (рис. 8.1). Наибольший прирост был достигнут в 1965 г. (2268 км), при этом при