Рис. 8.1. Рост протяженности электрифицированных железных дорог в период 1950-2000 гг мерно 45% грузооборота железных дорог осуществлялось электротягой. Для обеспечения таких объемов работ была создана производственная база по выпуску электроподвижного состава, кабельной продукции, специального оборудования, перевооружены строительно-монтажные подразделения, решены вопросы финансирования, взаимодействия различных министерств.

Задание по объему перевозок электротягой было выполнено в 1967 г., а по протяженности электрифицированных линий - в 1982 г. Замена паровозов прогрессивными видами тяги завершилась в 1980 г. К этому времени протяженность дорог, работающих на электротяге, составила 30,8% общей длины сети, а выполняемый ими объем грузовых перевозок достиг 54,8%.

В первые десятилетия электрификация велась на пригородных участках на напряжении 1,65 кВ, а на магистральных - на напряжении 3,3 кВ; начиная с 1947 г. ранее электрифицированные пригородные участки стали переводить также на напряжение 3,3 кВ. Одновременно проводились исследования системы однофазного тока промышленной частоты. В 1939-1940 гг. был построен и проходил испытания на опытном кольце ст. Щербинка первый отечественный электровоз OP-22-Ol на однофазном переменном токе; исследования в этой области были продолжены в кон. 40-х - нач. 50-х гг. В 1956 г. электрифицирован опытный участок Ожерелье-Павелец (137 км) на однофазном переменном токе промышленной частоты с напряжением в контактной сети 22 кВ, которое в 1959 г. было повышено до 25 кВ. В 1958 г. введена первая станция стыкования двух родов тока -ст. Ожерелье. В 1959-1960 гг. на переменном токе 25 кВ электрифицирован участок Ма-риинск-Зима (1222 км) с двумя станциями стыкования. Эксплуатация этой грузонапряженной линии со сложным профилем в су ровых климатических условиях подтвердила высокую эффективность новой системы, которая в дальнейшем стала основной. На переменный ток были переведены пригородные участки, ранее электрифицированные на постоянном токе (в Горьком, Киеве, Казани, Саратове, Ташкенте), магистральные участки Зима-Слюдянка в 1995 г. (386 км) и Мур-манск-Лоухи в 2001 г. (475 км). В 1979 г. на участке Вязьма-Красное (246 км) была введена новая система электроснабжения 2 х 25 кВ (автотрансформаторная), позволяющая сохранить в контактной сети напряжение 25 кВ, сократить число тяговых подстанций, снизить затраты на защиту линий связи и потери в тяговой сети.