С 1956 по 1991 гг. в СССР переведено на электрическую тягу ок. 50 тыс. км важнейших магистралей и целых направлений (рис. 8.2). К кон. 1991 г. протяженность электрифицированных линий составила 55,2 тыс. км, в т. ч. на переменном токе - 27,5 тыс. км (37,4% общей длины ж.-д. сети). Электротягой выполнялось 63,9% всего грузооборота. В 1999 г. с вводом в эксплуатацию участка Плесецкая-Обозёрская Северной железной дороги протяженность электрифицированных дорог РФ превысила 40 тыс. км. В 2000 г. продолжалась электрификация Транссиба до Владивостока, подходов к северным морским портам и портам Кавказского побережья Черного моря, направлений Череповец-Волховстрой-Петрозаводск-Беломорск, участка Обозёр-ская-Сумский Посад, начаты работы по электрификации линии Саратов-Волгоград-Крас-нодар.

На всех этапах одновременно с электрификацией осуществлялись комплексная реконструкция и техническое перевооружение железных дорог: переустраивались станции, как правило, удлинялись приемо-отправочные пути; увеличивались плечи обслуживания ло

Рис. 8.2. Освоение грузооборота различными видами тяги в период 1950-2000 гг.

комотивов; сооружались линии автоблокировки; вводилась электрическая централизация управления стрелками; развивались средства связи; улучшалось наружное освещение и т. п.

Введение электротяги позволило повысить пропускную и провозную способность однопутных линий в 1,5-2 раза, двухпутных -в 2-2,5 раза; отдельных горных участков -почти в 3 раза. В 1986 г. на ряде электрифицированных участков ж. д. была достигнута рекордная грузонапряженность: выше 70 млн. т(нетто)/км.

Внедрение электротяги способствовало ускорению перевозочного процесса. Электрические локомотивы практически не имеют ограничений по мощности, т. к. получают питание централизованно и способны длительное время выдерживать перегрузку. Средняя техническая скорость, средний вес поезда и среднесуточная производительность электровозов выше, чем у локомотивов других типов. Электрификация ж. д. обеспечила рост энерговооруженности, что привело к повышению производительности труда; на линиях с электротягой она почти в 1,5 раза выше, чем на линиях с тепловозной тягой, а в пригородном сообщении - более чем в 2 раза. Электротяга - самый экономичный по расходу топлива способ транспортировки грузов: удельный расход топлива при тепловозной тяге в 1,46, при паровозной - в 5,5 раза больше, чем при электрической.