Себестоимость перевозок при электрической тяге значительно ниже, чем при других видах тяги (например, в 1988 г. в 1,5 раза меньше, чем при тепловозной тяге).

Важным свойством электрических локомотивов является способность вырабатывать и возвращать в сеть электрическую энергию при рекуперативном торможении поезда. Наряду с экономией электроэнергии при этом повышается и безопасность движения (особенно на участках со сложным профилем), снижается износ тормозного оборудования. На электрифицированных линиях повысилась устойчивость работы локомотивов, особенно в районах с суровыми климатическими условиями. Одним из преимуществ электротяги является экологический фактор: исключается загрязнение окружающей среды продуктами сгорания угля (паровозы) и дизельного топлива (тепловозы). Электрификация ж.д. качественно изменила эксплуатационную работу дорог, улучшила условия труда и быта железнодорожников, обслуживание пассажиров (снизился шум, увеличилась скорЪсть движения, повысился уровень комфорта в пути следования и т.п.).

Наряду с переводом железных дорог на электрическую тягу получила развитие транспортная электроэнергетика - электроснабжение нетяговых потребителей. Применение ее началось задолго до внедрения электротяги. Еще в кон. 19 в. при паровозных депо сооружали локомобильные электростанции - сначала небольшой мощности (8-30 л. с.), затем более мощные (100-400 л. с.). Для снабжения ж.-д. станций и пристанционных поселков электроэнергией сооружали линии электропередачи и распределительные сети напряжением 6 и 10 кВ с понизительными подстанциями. В 50-е гг. 20 в. на ж. д. строили ветровые электростанции небольшой мощности (1,5-2 кВт): в 1953 г. их число составило 476 ед. Важную роль в 40-50-е гт. сыграли специальные передвижные подстанции. В 1946 г. на 174 важнейших объектах ж.-д. транспорта такими подстанциями было выработано 47,6 млн. кВт ч электроэнергии. К 1967 г. завершено электрическое освещение всех промежуточных станций и разъездов, остановочных пунктов и линейных путевых зданий, многие из которых располагаются на перегонах. По мере подключения транспорт ных потребителей к энергетическим системам с 1961 г. производство электроэнергии собственными электростанциями начало снижаться, в связи с чем их ликвидировали или переводили в резерв.